ВАМПИЛОВ

17 августа 1972, за два дня до 35-летия, А. В. Вампилов погиб — лодка с ним перевернулась у берега Байкала, он поплыл к берегу и умер в воде, вероятно, от переохлаждения. На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места смерти на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» посвящен матери Вампилова. Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, всю жизнь работала учителем математики в средней школе. Интересно, что со стороны бурята-отца предки Вампилова были ламами, а со стороны матери — православными священниками.

Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» первоначально называлась «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее.

Во время погребения выяснилось, что пропали веревки, на которых следовало опускать гроб в могилу. Веревки искали по всему кладбищу несколько часов. Все это время гроб с покойным стоял на краю могилы. Когда веревки нашли, неожиданно выяснилось, что яма, вырытая накануне, слишком мала для гроба Вампилова.

По мнению родственников драматурга, знаменитый фильм «Полеты во сне и наяву» с Янковским в главной роли — плагиат вампиловской «Утиной охоты».

Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 — посмертно).

В 1962 году написал одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр — Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так, в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в восьми театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

В 1965 году Александр Вампилов написал комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург закончил пьесу «Утиная охота». В её сценической судьбе решающую роль сыграл министр культуры Латвийской ССР В.И. Каупуж: пьесу, запрещённую к постановке в Москве, впервые поставили в латышском переводе на сцене Латвийского Национального театра в Риге. Потом пьесу взял к постановке Рижский театр русской драмы, а за ним и московские театры.

В 1968 году Вампилов написал одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединённая с пьесой «Двадцать минут с ангелом», образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

При жизни не был по достоинству оценен современниками. По словам актёра Николая Чиндяйкина, «не только чиновники не видели, что это великая драматургия, — мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали».

Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начало меняться. Его пьесы поставили московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

За время литературной работы Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Творчество Вампилова полностью деидеологизировано. Нигде в его художественных произведениях ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.