Говорят, мода циклична. Силуэты приходят и уходят, мужчины то гладко выбривают лица до блеска, то отращивают полуметровые бороды, женщины то выбрасывают в мусор колье-чокеры и клеши, то снова вытаскивают их из корзин. Но есть вещи, над которыми время не властно, вещи, существующие вне контекста и при этом максимально в нем.
Как закалялась ткань
Когда заходит речь о знаменитом бренде с компасом на логотипе, в голову сразу приходит имя и заслуги итальянского маэстро стиля и экспериментов Массимо Ости, основателя бренда, во многом провозгласившего в индустрии эпоху текстильного авангарда. И действительно, кто бы мог подумать, что можно скрестить хлопок с нержавеющей сталью и бронзой и сшить из получившейся ткани куртку? Что ветровка из хлопкового атласа может выдерживать любые испытания дождем, если покрыть ее снаружи полиуретаном? Это гениальные открытия, изменившие взгляд многих модельеров на то, насколько далеко можно отодвинуть границы возможного или вообще отказаться от любых границ. Однако итальянский бренд держится не на одном и даже не на двух — а на трех китах, которые на своих спинах смогли вывести компанию вперед. Карло Риветти, Массимо Ости и Пол Харви — фантасты и энтузиасты, экспериментаторы до мозга костей, в разное время внесли свой вклад в развитие бренда и истории моды.
Карло Риветти
Знакомство с экспериментами и любовь к ним у нынешнего директора по дизайну и по совместительству владельца фирмы (а именно в такой последовательности он просит писать регалии) итальянца Карло Риветти начались задолго до встречи с «каменным островом». Еще в 1872 году его дядя, Джузеппе Риветти, накопив достаточно денег с продажи коров из своего стада, приобрел ткацкие станки и открыл фабрику под бесхитростным названием Giuseppe Rivetti e Figli — «Джузеппе и его сыновья». Позже компания вошла в состав туринской компании Gruppo Finanziario Tessile (GFT). Дяде пришла в голову идея на миллион: для улучшения эксплуатационных качеств шерстяной ткани он стал пропитывать ее резиной.
Сразу после окончания Второй мировой войны, отец Карло — Сильвио — отправился по делам в США, где наткнулся на интересную компанию Palm Beach Incorporated. Уникальность фирмы заключалась в подходе к лекалам одежды: вещи создавались по специальным теоретическим меркам. Сегодня мы называем их размерами. Амбициозный Сильвио устроился на фабрику фирмы разнорабочим, где в течение полугода занимался тяжелым трудом. По возвращении на родину, он уговорил своих братьев поступиться своими долями в компании и продать ему все свои акции. В 1950-е GFT сняла мерки с более чем 25 000 итальянцев, что позволило компании впервые обеспечить готовой одеждой практически всю страну. Карло Риветти попал в компанию дяди в 1975 году, где открыл подразделение по пошиву спортивной одежды. В начале 80-х годов он узнал о фирме, в которую сразу же влюбился, а уже в 1983 году GFT выкупила 50% акций этой компании. В последствии, фирма Риветти довыкупила и оставшийся пакет. Это была C. P. Company, фирма двух гениальных людей — Трабальдо Тонье и Массимо Ости.
Массимо Ости
Выходец из кулинарной столицы Италии — города Болоньи, молодой Массимо Ости решил сменить тальяттели на ровную строчку и устроился работать графическим дизайнером в маленькую контору. Ости был одним из пионеров использования в одежде четырехцветной печати и шелкографии для принтов на ткани. После успеха своей коллекции футболок с принтами, его коллега Трабальдо Тонье предложил ему разработать мужскую коллекцию одежды и стать долевым партнером в бизнесе. Так появилась компания Chester Perry Company, два первых слова которой впоследствии сократили до инициалов, чтобы не возникало путаницы с известной английской компанией с лавровым венком.
Как и практически все великие открытия, бренд Stone Island появился благодаря случайности, из ниоткуда. На фабрику фирмы попал материал Tela Stella — интересный вариант брезента, обычно использовавшийся для изготовления тентов на военные грузовики. Ткань отличали лицевая и изнаночные стороны: они были окрашены в два разных цвета. Это был точно тот материал, с которым нужно было работать — он смотрелся красиво и интересно, однако это шло немного вразрез с основным брендом. Ткань была прочной, но абсолютно неподатливой: Ости в течение нескольких часов стирал брезент в машинке, полной пемзовых брикетов, чтобы размягчить ее. В качестве однодневного сайд-проекта, Ости пошил 7 курток на основе этого материала. Левое предплечье он украсил элементом, ставшим в последствии визитной карточкой — нашивкой на пуговицах с изображением розы ветров. Слава не заставила себя долго ждать — уже через 10 дней был объявлен солдаут. Это и подтолкнуло Массимо превратить коллекцию-однодневку в долгосрочный бренд.
В 1987 году, золотом для карьеры дизайнера, Ости представил публике революционные материалы Rubber Flax и Rubber Wool — лен и шерсть, покрытые тонким слоем резины. Резина придавала льну и шерсти водонепроницаемые свойства и необычный вид. В том же году Массимо впервые поставил эксперимент по работе с начесанной шерстью; сегодня таким способом работы с шерстью пользуются все фабрики в мире. Немного спустя, мир увидел Ice Jacket — высокотехнологичную куртку, способную менять собственный цвет под воздействием температурных изменений.
За плечами итальянского мэтра стоят многочисленные технические и дизайнерские открытия в области моды. Так, в 1993 году, Ости открыл собственный бренд Left Hand, в котором работал с еще более безумными тканями. Первым результатом стал нетканый материал на основе спрессованного полиэстера и нейлонового волокна, который, как и войлок, мог использоваться при шитье с необработанными краями. В послужной список Ости входят также следующие инновационные ткани: смесь полиэстера и волокна из медной нити, cool max — полое волокно, впитывающее пот и выводящее его наружу, канвас на основе полиэстера и углеволокна, защищавший человека от воздействий магнитных полей и т. д. Риветти проработал с Ости в течение 20 лет — вплоть до начала девяностых, когда дизайнер решил покинуть собственное детище и заняться другими проектами. В 1994 году Риветти, прогуливавшийся по Мюнхенской ярмарке, приметил одежду дизайнера Пола Харви, после чего предложил ему сотрудничество. Массимо прожил до 2005 года и умер в возрасте 59 лет от рака, но его наследие живет и по сей день. Над его эскизами до сих пор работают десятки и даже сотни людей, а последователи гения даже организовали благодаря сохранившимся рисункам бренд MA.Strum.
Пол Харви
Британский дизайнер всегда был человеком крайностей. Пол учился на отлично в мужской гимназии в английском городе Хитчин. Основными предметами, в которых преуспевал мальчик, были математика и естественные науки. В то же время он мастерски обращался с разными вещами: он сам шил себе одежду, создавал ювелирные изделия, перебирал полностью свой новый мотоцикл. Пол вспоминает, что камнем преткновения в голове молодого человека оказались девушки. Плененный любовью, Харви окончательно растерял все навыки в чем бы то ни было и забросил учебу. Отец Харви был простым приземленным шотландцем и поставил сыну ультиматум: либо тот возвращается в школу и вспоминает навыки, либо поступает в школу искусств. Так Пол окончил Школу искусств святого Мартина.
После окончания школы молодой англичанин окончательно разочаровался в искусстве и устроился на работу водителем грузовиков. Вернуть любовь в высокому удалось его жене после их переезда в Италию. Там Харви решил забросить успешную карьеру дальнобойщика и заняться созданием одежды. После знакомства с Риветти в 1994 году, началась новая эпоха бренда. Харви имел свой взгляд на одежду, его вещи отличали интересные моменты. Пол по-своему экспериментировал с тканями: полиамид, покрытый полиуретаном, который внешне был один-в-один похож на искусственную замшу; военный бушлат из ламинированного хлопка с использованием резины; пиджак из кевлара и куртка из пара-арамидного волокна, в пять раз прочнее стали.
После 24 коллекций для итальянского бренда, Харви покинул фирму и вместе со своим другом Алессандро Пунгетти создал новый аскетичный бренд, разительно отличающийся от всего того, что он делал раньше. Бренд получил название Ten C; The Emperor’s New Clothes, благодаря одноименной сказке Г. Х. Андерсона «Новое платье короля». В своей новой работе дизайнер смешал технологичную японскую микрофибру и классические военные силуэты. Водонепроницаемая дышащая ткань со временем садится по фигуре человека и прослужит ему долгие годы.
Общими усилиями
После ухода Пола Харви из Stone Island в 2005 году, перед Карло Риветти встала серьезная задача руководства компанией в одиночку. Дизайнер принял очень смелое и важное решение: он собрал команду из лучших дизайнеров в мире, решив, что для того, чтобы видеть современный мир, нужно несколько точек зрения. Таким предстает сегодня бренд с 2008 года. В это время появился Shadow Project — словно дискуссия между Stone Island и флагманом techwear-одежды фирмой Acronym о будущем одежды. Диалог растянулся аж на 17 коллекций и, к счастью, компаниям еще есть что обсудить. Продукция Stone Island — нечто уникальное, не всегда поддающееся словам и логике. Stone Island больше всего похож на клуб по интересам, в котором собираются люди, которые видят в вещах то, что обычно недоступно обычному человеку. Ведь иногда оранжевая куртка — не совсем то, что вы видите.
Эксперименты — то, что роднит итальянскую компанию с великими учеными и первооткрывателями. Тяга ко всему новому и неизведанному, работа порой на грани между классикой и безумством — это двигатель общества и культуры вперед. Stone Island и его роза ветров — символ этого безумства и безудержных амбиций.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК