Короли манежа

ИСТОЧНИК

Дуровы

Цирковая династия с дворянскими корнями и знаменитой кавалерист-девицей Надеждой Дуровой в анамнезе. Владимир Леонидович Дуров (1863–1934) и его младший брат Анатолий (1864–1916) с детства грезили о цирке. Только Толю влекла клоунада, а Володя хотел стать дрессировщиком. Повзрослев, младший брат поступил в балаган Вайнштока, а старший — в цирк-зверинец Винклера. Цирковая судьба у обоих братьев сложилась удачно. Анатолий стал настоящим «королем шутов», как писали афиши, а Владимир открыл собственный дом для зверей о котором мечтал много лет.

«Уголок Дурова» появился в Москве на улице Старая Божедомка (ныне улица Дурова) 8 января 1912 года. «Уголок дедушки Дурова», «Страна чудес дедушки Дурова», «Театр зверей имени В.Л. Дурова» — эти названия знакомы не только москвичам, но и гостям столицы, заезжим туристам. Владимиру Леонидовичу удалось создать необычный дом, подобного которому нет в мире. «Уголок Дурова» — это и театр, где выступают животные, и музей, и научная лаборатория, в которой изучают психологию животных.

После смерти Дурова в 1934 году «Уголком» руководила его дочь — Анна Дурова-Садовская. С тех самых пор его возглавляют потомки династии. Сегодня художественным руководителем «Уголка» является правнук Владимира Леонидовича — Юрий Дуров.


Запашные

Родоначальником этой династии стал клоун Карл Томсон — прибалтийский немец, выступавший в России в конце XIX столетия под псевдонимом Мильтон. Его дочь Лидия (1905–1960), цирковая наездница и гимнастка, вышла замуж за силового акробата Михаила Запашного (1900–1982) — так появилась в цирковой среде фамилия Запашных.

У Лидии и Михаила было пятеро детей: Сергей (1926–1980), Вальтер (1928–2007), Анна (1931), Мстислав (1938) и Игорь (1940). Семья жила в Ленинграде и во время Великой Отечественной была эвакуирована из блокадного города в Поволжье. Саратовский цирк стал альма-матер для молодого поколения Запашных — Вальтера, Мстислава и Игоря. Братья выступали в разных жанрах — от клоунады и джигитовки до дрессировки лошадей и укрощения хищников. В 1954 году братья в полном составе, Вальтер, Мстислав, Сергей и Игорь, выпустили номер «Акробаты-вольтижеры», равного которому до сих пор нет в мире. Затем братья разделились — Вальтер и Мстислав стали дрессировщиками.

Мстислав Запашный параллельно с работой в цирке окончил ГИТИС и стал режиссером цирковых программ «Спартак», «К звездам», «Русская зима», «Слоны и тигры»… В 1992 году он возглавил Сочинский государственный цирк. А в 2001 году на его арене состоялась премьера уникального номера «Тигры в зеркальных шарах. Триумф XXI века», созданного его сыном — Мстиславом Запашным.

Брат Вальтер, автор нескольких книг по дрессуре и создатель известного аттракциона «Среди хищников», в котором работали тигры, львы, пантеры и рыси, в 70 лет вышел на пенсию, а свое детище передал сыновьям — Эдгарду и Аскольду. Эти два брата-красавца на сегодняшний день самые популярные дрессировщики-шоумены из рода Запашных.


Кио

Династия иллюзионистов, основателем которой был Эмиль Теодорович Кио (1894–1965). Он был первым, кто перенес свои выступления со сцены на цирковую арену и избавился от традиционной восточной атрибутики в пользу строгого черного фрака. Его номера «Сжигание женщины», «Превращение женщины во льва», «Распиливание женщины» вошли в мировой фонд искусства иллюзиона. В 1960 году Эмиль Кио был признан лучшим фокусником мира.

Его сыновья Эмиль (1938) и Игорь (1944–2006) продолжили дело отца.

Эмиль-младший не сразу стал иллюзионистом. Сначала окончил МИСИ и несколько лет работал инженером. Полученные знания помогли ему в конструировании реквизита для выступлений вроде «волшебной веревки». Младший брат Игорь с детства мечтал стать иллюзионистом и целенаправленно шел к этой цели. Он, конечно, ввел в свой репертуар популярные фокусы своего отца, но предпочитал придумывать собственные.

Игорь Кио — автор таких известных номеров, как «Моды», «Аквариум», «Рояль в воздухе», «Ящик гудения», «Появление медвежонка»… Его называют «королем волшебников», и на сегодня он единственный в мире иллюзионист, удостоенный международной премии «Оскар», которая была ему вручена в Бельгии с формулировкой «Лучшему артисту».


Багдасаровы

Эта династия укротителей тигров ведет свое начало с циркового гимнаста Николая Андреевича Язева (1915–1991) — деда по материнской линии Карины (1973) и Артура Багдасаровых (1978). Их отец — Михаил Багдасаров (1945) — вырос за кулисами цирка и уже в 18 лет начал работать дрессировщиком вместе с Маргаритой Назаровой. А в 1979 году поставил собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса «Давид Сасунский» в котором работали львы, тигры, пантеры, ягуары, леопарды и пумы.

В 1991 году Михаил Багдасаров с дочерью Кариной сделал новый аттракцион «Тигры-шоу» с 18 уссурийскими тиграми. Через два года династию укротителей продолжил младший сын Багдасарова — Артур. Тигры Багдасаровых выступали не только на арене цирка, но даже снимались в кино — в известной и любимой многими картине «Полосатый рейс».


Филатовы

Династия ведет свой отсчет с 1836 года, когда губернатором Нижнего Новгорода было выдано разрешение для работы на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии — Иван Лазаревич Филатов (1873–1956) — дрессировщик хищных животных и основатель системы зооцирков в СССР.

В семье Ивана Филатова и его жены Таисии (гротеск-наездницы) было 13 детей, но только двое из них — Мария (1904–1975) и Валентин (1920–1979) работали в цирке. Мировую известность Валентину принес аттракцион «Медвежий цирк», созданный в 1949 году. По стопам своего отца и деда пошли дочери Валентина Ивановича — Людмила и Татьяна.

Вместе с мужьями они сделали ряд таких программ, как «Цирк зверей», «Леопарды и лошади», «Индийский слон», «Акробатический этюд с шимпанзе». А «Иллюзия с дрессированными животными» — это уже программа Юлии Филатовой, внучки Валентина Ивановича. В 2001 году Юлия вместе с мужем Андреем Клыковым образовали собственный «Цирк зверей» имени В.И. Филатова.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК