МАЯКОВСКИЙ

Всем В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ
(другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят –
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид. Счастливо оставаться.
Владимир М а я к о в с к и й. 12/ IV -30 г. Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным.
Сериозно — ничего не поделаешь.
Привет.
Ермилову скажите, что жаль – снял лозунг, надо
бы доругаться.
В. М.
В столе у меня 2000 руб. – внесите в налог.
Остальное получите с Гиза.

(C) Маяковский, предсмертная записка

Поэт-художник

Во время тюремного срока, Маяковский читает об искусстве, мечтает создать новое искусство и литературу. Выйдя на свободу в 1910 году, поступил в «Московское училище живописи, ваяния и зодчества», что стало поворотным событием в его жизни. Там познакомился с художниками-авангардистами, которые одновременно были и поэтами: с Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым и др. Молодые люди мечтали о разрушении «эстетики старья» и издали поэтический сборник «Пощечина общественному вкусу»:

«Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстогои проч. и проч. с Парохода Современности».

«Лесенка»

Маяковский размышлял, почему ему не нравятся его стихотворения. Ответ пришел в среде футуристов-авангардистов: не устраивали устаревшие формы, идеи и образы, которыми он пользовался при написании стихов. Он мечтает об изобретении своего слога и размера стихотворения и находит: после множества экспериментов Маяковский придумал свою знаменитую «лесенку». Сам поэт говорил, что именно так лучше передается ритмичность и четкость его творений. Коллеги по цеху злословили, что Маяковский специально придумал свою «лесенку», чтобы получать больший гонорар (тогда деньги платились за каждую строчку стихотворения).

Странная любовь

Один из июльских дней 1915 года Маяковский назвал «радостнейшей датой». В этот день он познакомился с Лилей Брик и ее мужем Осипом. С этого момента он стал считать эту женщину своей возлюбленной и музой, посвящал ей стихи, в том числе, «Лиличка«. Они жили втроем и все знали о взаимных чувствах. Осип и Владимир делили Лилю, а та связи на стороне. В старости Брик описывала их роман:

«Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал».

Лиля Брик была главной любовью Маяковского, но отнюдь не единственной. Были любовницы и в России, и за рубежом. У Маяковского было двое детей: Никита Лавинский в СССР и Патрисия Томпсон в США.

Актер, режиссер, сценарист

Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была популярной, ее несколько раз возвращали в прокат. Современники вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма радовался. 

В том же году Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — появился и в другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик. 

К 10-летию Октября написал сценарий к эксцентричной комедии «Октябрюхов и Декабрюхов». Режиссеры Алексей Смирнов и Александра Искандер включили в фильм документальные кадры с Николаем II, фрагменты польских и германских видеозаписей и мультипликацию в стиле «Окон РОСТА». 

Драматург

Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы», — писал Маяковский.

К десятилетию Октября написал свою первую пьесу — «Мистерию-буфф». Поставил спектакль Всеволод Мейерхольд, оформлением занимался Казимир Малевич. Премьера прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года. Маяковский сыграл несколько ролей: «Человека просто», Мафусаила и одного из чертей. Пьесу ставили и в других театрах.

«Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости — ставлю второй вариант мистерии. Идет в I РСФСР — в режиссуре Мейерхольда с художниками Лавинским, Храковским, Киселевым и в цирке на немецком языке для III конгресса Коминтерна. Ставит Грановский с Альтманом и Равделем. Прошло около ста раз».

(С) Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

В 1929 году написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в театре Мейерхольда, поэт был вторым режиссером. Сцену оформляли художники Евгений Вахтангов и Александр Дейнека, музыку к спектаклю «Клоп» написал Дмитрий Шостакович.