НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО

Фильм Никиты Михалкова, снятый в 1977 году по мотивам юношеской пьесы Чехова «Безотцовщина».

Картина снималась в Пущино, на берегу Оки, где в полукилометре от гостиницы находилась заброшенная усадьба Арцыбашевых (XVIII век) — двухэтажный каменный дом и старый парк с заросшими аллеями и прудами.

О чем?

Мишель Платонов в юности был умен, смел, подавал большие надежды и был влюблен в прелестную Софи. И вот, спустя семь лет, в гостях у генеральши, где собирается весь уездный «бомонд», они встречаются снова — простой деревенский учитель Платонов и Софья — солидная, одержимая «идеями» замужняя дама…

Почему это интересно?

Фильм снят по произведениям Антона Чехова «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь».

Соавтор сценария Александр Адабашьян вспоминает о том, какая атмосфера царила на съёмках: « …В полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов… Михалков просил, чтобы каждый артист, независимо от объёма его роли, весь съёмочный период провёл в Пущино. С семьёй, с детьми, чтобы ходить в лес за грибами, купаться в реке, по вечерам ходить в гости и за чаем говорить о погоде на завтра, о том, что завтра снимать и как играть, — так эти чаепития переходили в репетиции, но чёткого разграничения на «дело» и «не дело» не существовало… Весь способ существования был так ненавязчиво, но точно срежиссирован, что грани между работой и отдыхом не существовало…»

Со многими актерами Михалков уже работал в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» и заранее знал о том, что хочет продолжать с ними сотрудничать. У Олега Табакова, Юрия Богатырева, Александра Калягина не было конкурентов – они получили свои роли сразу, так как еще во время работы над сценарием в этих образах Михалков и Адабашьян представляли только их.

Ради роли в этом фильме Александру Калягину нужно было за месяц сбросить около 20 кг. Долгое время актер питался одной гречневой кашей, и ему удалось добиться впечатляющих результатов! Калягин не просто похудел – эти перемены сказались на его манере двигаться, мимике и походке настолько, что он сам себя не узнал на экране. И это сильно озадачило актера: «Роль Платонова стала «переломной». Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался. Я понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!» Во время съемок у Калягина начался роман с актрисой Евгенией Глушенко, которая играла супругу его героя, и после завершения работы над фильмом она стала его супругой и в реальной жизни!

Фильм был удостоен нескольких наград, в том числе Специального приза жюри на МКФ в Картахене (Испания) и премии «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США).