С.РОСТОЦКИЙ

ИСТОЧНИК

Две номинации на «Оскар», государственные премии — советский режиссер Станислав Ростоцкий получил и признание кинематографического сообщества, и любовь зрителей.

Точкой отсчета, центром его творчества стал человек. Любой образ, по мнению режиссера, можно оживить, чтобы он вызвал отклик у зрителей.

Самое главное для меня — и в жизни, и в искусстве — можно сформулировать фразой, которая звучит в картине «Доживем до понедельника». Это когда Мельников говорит о лейтенанте Шмидте, что «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем свое; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов».

Станислав Ростоцкий родился 21 сентября 1922 года в Рыбинске. Знакомство будущего режиссера с миром киноискусства началось с картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Уже в 14-летнем возрасте Станислав Ростоцкий был утвержден на роль в его фильме «Бежин луг». Еще через два года Станислав вновь пришел к Эйзенштейну и сказал, что «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если он за это будет его учить». Режиссер посоветовал изучать литературу и искусство, и в 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы, чтобы потом прийти в кинематографию с необходимыми для этой профессии знаниями о культуре.

Его планы нарушила Великая Отечественная война. В 1942 году Станислава Ростоцкого призвали на фронт. В сражении под городом Дубно будущий режиссер попал под танк, и его, чудом выжившего, вытащила с поля боя медсестра, которой потом будет посвящена картина «…А зори здесь тихие». Станислав Ростоцкий говорил, что ему «не дали погибнуть живые люди, которые были готовы пожертвовать собой ради товарища». И военная тема в творчестве режиссера — дань погибшим на поле боя и дань всем, кто живым прошел через тяжелые испытания.

В августе 1944 года, после демобилизации, Станислав Ростоцкий стал студентом Института кинематографии, где познакомился со своей будущей женой — Ниной Меньшиковой.

Временем рождения Станислава Ростоцкого как режиссера кинокритики считают 1957 год, когда была снята картина «Дело было в Пенькове». В своих предыдущих работах режиссер уже поднимал тему села. Но здесь режиссер раскрывает сквозь нее жизненную повесть Матвея — главного героя, не уживавшегося с современной системой ценностей и укладов. Станислав Ростоцкий лишает своих героев «нормальности» и «образцовости», показывая счастье и страдание обычных людей с непривычной для советского зрителя стороны. Матвея сыграл молодой артист Вячеслав Тихонов, и фильм «Дело было в Пенькове» принес ему зрительское признание.«…Именно в этой картине заявлены многие главные черты будущей зрелости режиссуры Ростоцкого. И прежде всего — ее нравственная и гражданственная проблематика, привлекающая к фильму миллионы сердец. Именно такой резонанс имела картина в зрительской аудитории пятидесятых годов».
Андрей Зоркий. «Станислав Ростоцкий. Портрет режиссера»

Главной своей работой Станислав Ростоцкий называл фильм «Доживем до понедельника» (1968). В картине о взаимном воспитании показано противостояние взрослых, мыслящих «по образцу», и молодого поколения, которое смотрит на те же вещи другими глазами. Зрители видят сложную систему школьных отношений: «А кто его знает? С одной стороны — человек, с другой стороны — учитель…» Когда картину показали на Всесоюзном съезде учителей, они стоя скандировали «Мо-лод-цы!» поднявшимся на сцену режиссеру и актерам.«Дожить благополучно от четверга до понедельника оказалось нелегко — многое прошло, переменилось за немногие дни. Честно дожить от «девятого «В» до старости, пройти через все испытания жизни, не растрачивая и не предавая «своего», будет еще труднее. Но веришь, что ребята из «девятого «В» справятся, должны справиться с этой задачей».
Александр Шаров. «Чистый тон» (журнал «Искусство кино»)

В 1973 году была номинирована на «Оскар» картина «…А зори здесь тихие» (1972) как лучший фильм на иностранном языке. В своем творении режиссер призывает к защите трепетной, уязвимой и такой незначительной в масштабах фронта человеческой жизни.

Несмотря на законы военного времени, убийство женщины, олицетворяющей любовь и материнство, предстает в картине кощунством, покушением на весь человеческий род.

«С Ростоцким у меня была самая счастливая работа в кино. Мы вместе на Валдае писали сценарий, потом я присутствовал на отборе актеров и на съемочной площадке. Он не вставил в картину ни одного слова, против которого я выступал. Никто так не уважал авторское право, как он».
Борис Васильев

Еще одним фильмом, номинированным на «Оскар», стал фильм «Белый Бим, Черное ухо» (1977). Станислав Ростоцкий писал, что стремился тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства эти рождали энергию борьбы и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни». Главный герой фильма — собака, но сама картина не столько о ней, сколько об индивидуальности, не раскрывшейся в агрессивной среде.

«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
Гавриил Троепольский

По опросам журнала «Советский экран» три фильма Станислава Ростоцкого были признаны лучшими фильмами года — «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».

Фильмы Ростоцкого
Фильмы Ростоцкого
Фильмы Ростоцкого

Станислав Ростоцкий погиб за рулем своей машины 10 августа 2001 года после сердечного приступа. Он, его жена Нина Меньшикова и сын Андрей Ростоцкий похоронены на Ваганьковском кладбище.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК