Две номинации на «Оскар», государственные премии — советский режиссер Станислав Ростоцкий получил и признание кинематографического сообщества, и любовь зрителей.
Точкой отсчета, центром его творчества стал человек. Любой образ, по мнению режиссера, можно оживить, чтобы он вызвал отклик у зрителей.
Самое главное для меня — и в жизни, и в искусстве — можно сформулировать фразой, которая звучит в картине «Доживем до понедельника». Это когда Мельников говорит о лейтенанте Шмидте, что «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем свое; именно этот дар рождает бунтарей и поэтов».
Станислав Ростоцкий родился 21 сентября 1922 года в Рыбинске. Знакомство будущего режиссера с миром киноискусства началось с картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Уже в 14-летнем возрасте Станислав Ростоцкий был утвержден на роль в его фильме «Бежин луг». Еще через два года Станислав вновь пришел к Эйзенштейну и сказал, что «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если он за это будет его учить». Режиссер посоветовал изучать литературу и искусство, и в 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы, чтобы потом прийти в кинематографию с необходимыми для этой профессии знаниями о культуре.
Его планы нарушила Великая Отечественная война. В 1942 году Станислава Ростоцкого призвали на фронт. В сражении под городом Дубно будущий режиссер попал под танк, и его, чудом выжившего, вытащила с поля боя медсестра, которой потом будет посвящена картина «…А зори здесь тихие». Станислав Ростоцкий говорил, что ему «не дали погибнуть живые люди, которые были готовы пожертвовать собой ради товарища». И военная тема в творчестве режиссера — дань погибшим на поле боя и дань всем, кто живым прошел через тяжелые испытания.
В августе 1944 года, после демобилизации, Станислав Ростоцкий стал студентом Института кинематографии, где познакомился со своей будущей женой — Ниной Меньшиковой.
Временем рождения Станислава Ростоцкого как режиссера кинокритики считают 1957 год, когда была снята картина «Дело было в Пенькове». В своих предыдущих работах режиссер уже поднимал тему села. Но здесь режиссер раскрывает сквозь нее жизненную повесть Матвея — главного героя, не уживавшегося с современной системой ценностей и укладов. Станислав Ростоцкий лишает своих героев «нормальности» и «образцовости», показывая счастье и страдание обычных людей с непривычной для советского зрителя стороны. Матвея сыграл молодой артист Вячеслав Тихонов, и фильм «Дело было в Пенькове» принес ему зрительское признание.«…Именно в этой картине заявлены многие главные черты будущей зрелости режиссуры Ростоцкого. И прежде всего — ее нравственная и гражданственная проблематика, привлекающая к фильму миллионы сердец. Именно такой резонанс имела картина в зрительской аудитории пятидесятых годов».
Андрей Зоркий. «Станислав Ростоцкий. Портрет режиссера»
Главной своей работой Станислав Ростоцкий называл фильм «Доживем до понедельника» (1968). В картине о взаимном воспитании показано противостояние взрослых, мыслящих «по образцу», и молодого поколения, которое смотрит на те же вещи другими глазами. Зрители видят сложную систему школьных отношений: «А кто его знает? С одной стороны — человек, с другой стороны — учитель…» Когда картину показали на Всесоюзном съезде учителей, они стоя скандировали «Мо-лод-цы!» поднявшимся на сцену режиссеру и актерам.«Дожить благополучно от четверга до понедельника оказалось нелегко — многое прошло, переменилось за немногие дни. Честно дожить от «девятого «В» до старости, пройти через все испытания жизни, не растрачивая и не предавая «своего», будет еще труднее. Но веришь, что ребята из «девятого «В» справятся, должны справиться с этой задачей».
Александр Шаров. «Чистый тон» (журнал «Искусство кино»)
В 1973 году была номинирована на «Оскар» картина «…А зори здесь тихие» (1972) как лучший фильм на иностранном языке. В своем творении режиссер призывает к защите трепетной, уязвимой и такой незначительной в масштабах фронта человеческой жизни.
Несмотря на законы военного времени, убийство женщины, олицетворяющей любовь и материнство, предстает в картине кощунством, покушением на весь человеческий род.
«С Ростоцким у меня была самая счастливая работа в кино. Мы вместе на Валдае писали сценарий, потом я присутствовал на отборе актеров и на съемочной площадке. Он не вставил в картину ни одного слова, против которого я выступал. Никто так не уважал авторское право, как он».
Борис Васильев
Еще одним фильмом, номинированным на «Оскар», стал фильм «Белый Бим, Черное ухо» (1977). Станислав Ростоцкий писал, что стремился тронуть разум и душу зрителя, чтобы чувства эти рождали энергию борьбы и «подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни». Главный герой фильма — собака, но сама картина не столько о ней, сколько об индивидуальности, не раскрывшейся в агрессивной среде.
«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми».
Гавриил Троепольский
По опросам журнала «Советский экран» три фильма Станислава Ростоцкого были признаны лучшими фильмами года — «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо».
Станислав Ростоцкий погиб за рулем своей машины 10 августа 2001 года после сердечного приступа. Он, его жена Нина Меньшикова и сын Андрей Ростоцкий похоронены на Ваганьковском кладбище.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК