ЭЛИЗАБЕТ ГИЛБЕРТ

Автор бестселлера «Есть, молиться, любить». Который с декабря 2010 года продержался 185 недель в «Списке бестселлеров по версии The New York Times». По этому роману снят фильм «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли. Одним из продюсеров выступил Брэд Питт.

В 1993 году Esquire опубликовал рассказ «Пилигримы» под заголовком «Дебют американского писателя». Она стала первой ранее непубликовавшейся писательницей, дебютировавшей в Esquire со времен Нормана Мейлера.

Её статья «Муза салона „Гадкий койот“» («The Muse of the Coyote Ugly Saloon»), опубликованная в журнале GQ в 1997 году, — мемуары Гилберт о временах, когда она работала официанткой в первом танцевальном баре «Гадкий койот» в Ист-Виллидж, стала основой для фильма «Бар «Гадкий койот»».

Находится на шестой строчке списка 100 самых влиятельных духовных лидеров современности за 2012 год по версии журнала Watkins’ Mind Body Spirit.

ЭЛИЗАБЕТ ГИЛБЕРТ: МОИ МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ!

ИСТОЧНИК

Автор бестселлера «Есть, молиться, любить» рассказывает о том, как она работает над книгами…

До “Есть. Молиться. Любить” я написала три книги, которые мало кто прочел. Но я горжусь ими, как и всем, что я сделала. По личному опыту я знаю, что создать книгу, которую не полюбят миллионы, – это далеко не конец света. Если мне очень повезет, я напишу еще дюжину книг до того, как умру. И было бы настоящим безумием думать, что каждая из них будет таким же феноменом, как “Есть. Молиться. Любить”. Скорее всего, такое больше не повторится, да и не должно повториться.

Когда я писала, то не представляла, что у меня будет столько читателей. Я была настолько завалена вопросами, что мне необходимо было писать, чтобы упорядочить все в голове. Как сказала однажды сценаристка Джоан Дидион: «Я пишу, чтобы понять, о чем думаю». Хотя, с другой стороны, я не думаю, что когда-нибудь напишу столь же откровенную и разоблачительную книгу.

Где я пишу? В книжных магазинах. На прикроватной тумбочке, в пляжных шезлонгах и в поездах, когда я путешествую по разным странам.

Я пишу не каждый день, пишу стихийно. Могут пройти месяцы и годы между приступами писательства — это время уходит на сбор материала или продвижение ранее изданных книг. Но когда наступает время писать, я соблюдаю крестьянский распорядок. Встаю до рассвета и работаю до 11 или 12 часов дня.

Вообще, все, что нужно сделать, я стараюсь делать до 11 утра, в противном случае это будет сделано плохо или вообще не сделано. Я люблю ранние часы, потому что в это время мир не тревожит меня. После ночного сна ум находится в своей лучшей фазе.

Прежде, чем приступить к работе, я устанавливаю для себя правило — не вставать из-за стола в течение двух часов. Два часа каждое утро я обязана сидеть за столом, независимо от того, пришло вдохновение или нет.

И наоборот, ближе к завершению работы над книгой, я руководствуюсь «правилом от противного». Я заставляю себя останавливаться. После долгих часов работы наступает тот момент, когда дальше писать бесполезно. Вы истощились, в голове остались только самые дурацкие идеи. Если продолжать писать, завтра придется выбрасывать написанное. Лучше пойти прогуляться, поспать и вернуться к работе после отдыха.

С писательскими кризисами я справляюсь «добротой». Я стараюсь не ругать себя. Если вы сражаетесь с чем-то, вы получаете удары. Поэтому я не сражаюсь с кризисом. Я предпочитаю уговорить себя, подбодрить, подкупить, развеселить, найти тот бонус, который позволит мне вернуться к книге.

На писателях нет такой ответственности, как на кардиохирургах. Мы не отвечаем за жизнь двадцати работников на буровой вышке. Нам не приходится производить срочные ампутации в условиях военно-полевого госпиталя. Мы даже не из тех, кто водит школьные автобусы. Мы всего лишь занимаемся творчеством. На кону не стоит ничего серьезного. Поэтому нам просто нужно создать что-то прекрасное. Или прикольное, маленькое или большое, уродливое или экспериментальное, или даже сумасшедшее. Неважно. Наслаждайтесь процессом. Перестаньте контролировать. Это всего-навсего творчество, то, что должно приносить удовольствие.

Я руководствуюсь правилом Гете: «Никогда не торопись, никогда не отдыхай». Я не допускаю запарок, но и не останавливаюсь надолго. Этакая рабочая лошадка. Я горжусь своим умением дисциплинировать себя и свято уважаю дедлайны, которые чаще всего сама же устанавливаю.

В моих книгах много ошибок, я могу часами их перечислять, но я не собираюсь исправлять их, это все равно что раскапывать нору крота… Книги достаточно неплохи, поэтому я лучше поработаю над следующими. Если вы выполнили что-то на 90%, этого достаточно. Жизнь слишком коротка для перфекционизма. Лучше двигаться вперед.

Когда читатели спрашивают меня, тяжело ли мне писать или легко, я просто не знаю, что ответить. Какая разница — тяжело или легко, главное, чтобы было интересно!

Карточки, карточки, карточки — это мое все. Когда я писала «Происхождение всех вещей» у меня скопилось 5 коробок из-под обуви, битком забитых карточками, рассортированными по темам — герои, темы, главы… После такой подготовки писательство напоминает раскраску по номерам.

Все мои заметки по конкретному персонажу должны быть в одном файле. Прежде, чем начать писать, я трачу недели на проработку одного-единственного характера. Если я говорю, что сделала тысячи карточек, можете поверить, так оно и есть — и все карточки рассортированы по темам. Когда я добираюсь до той или иной темы, все, что мне нужно сделать, это пробежаться пальцами по карточкам и вытащить нужный комплект, после чего я пишу дальше.

А да, еще, когда я заканчиваю ежедневную порцию писательства, я останавливаюсь посреди предложения. Насколько я знаю, Хемингуэй поступал таким образом. Когда садишься писать рукопись на следующий день, ты можешь сразу продолжать работу, и нет этого чудовищного ощущения «пустого листа». Этот прием позволяет сохранить ощущение «здесь и сейчас».

Я хочу передать читателям ощущение приключения, которое мне так нравится в книгах. Величайшее читательское удовольствие в жизни мне подарили книги, написанные в 19 веке. Джейн Остин, Генри Джеймс, Томас Харди — вот моя команда. Остается только молить, чтобы выдался дождливый день, и можно было днем устроиться со стаканчиком вина и читать их книги. Но самым выдающимся для меня остается Диккенс с его умением взять читателя за руку в самом начале книги, говоря: «Вам ничего не нужно делать. Я все преподнесу вам на блюдечке, просто пройдемте со мной. Доверьтесь мне, я знаю, что я делаю, знаю, куда веду вас». Так приятно расслабленно погрузиться в повествование и ощущать, что рука писателя ведет тебя. Я так часто наслаждалась этим ощущением «в руках» гениальных писателей, что решила сама попробовать использовать этот прием.

Мой главный страх — забыть имя кого-то из знакомых, когда я подписываю книги на память. Однажды ко мне на автограф-сессию пришел знакомый менеджер, с которым мы так мило общались накануне. Он протянул мне книгу и спросил, могу ли я подписать ее для него. Конечно же, его имя полностью вылетело у меня из головы. Поэтому я решила схитрить: «С удовольствием, только напомните мне, как пишется ваше имя? Оно так сложно звучит!». После долгой паузы знакомый медленно произнес: Э-Д». Эд. Действительно, какое сложное имя!

Я пережила множество отказов, но упрямо двигалась к цели. Я не бросила писать. Я уверена, если вы выбрали направление, которое приносит вам радость, нужно постоянно его придерживаться! Преследуя особо ценную мечту, старайтесь быть экономнее. Умеренная жизнь дает вам более широкие возможности. Не думая о долгах и деньгах, вы поймете, то такое свобода.  Меньше материального, больше духовного — это путь к независимости.