МАКИАВЕЛЛИ

«Государь»

Небольшой трактат, на который Макиавелли возложил последнюю надежду заслужить благосклонность Медичи, в последующие века стал самым знаменитым его произведением и обеспечил автору ярлык злодея.

В тот сложный политический период раздробленности Италии многие итальянские мыслители создавали работы о государях и государствах, мечтая из хаоса создать великую Италию, но только Никколо смог открыто вывести оптимальные действия правителя для этого. Макиавелли в этом произведении создал образ мудрого правителя, уничтожающего врагов как могучий лев и избегающего все капканы как хитрая лисица. Правитель должен быть добр, но и не отказываться от зла, если оно помогает государству. Как пример, достойный подражания, Макиавелли рассматривал Римскую республику.

Подчеркивая важность обмана, Никколо Макиавелли высмеивал высокопарные и зачастую морализаторские рассуждения о добром правителе. С присущим флорентийцам умением он ядовито и подчас жестоко высмеивал людей и различные ситуации в самых бесчеловечных рассуждениях в трактате.

И все же нет никаких сомнений в том, что в 12—14-й главах, посвященных организации армии, Макиавелли говорил всерьёз. Государственное войско (armi proprie) стало его навязчивой идеей, тем более во времена, когда казалось, что правительство Флоренции хотело избавиться от ополчения, а Макиавелли настолько им дорожил, что якобы, давая советы сначала Джулиано, а потом Лоренцо де Медичи, он на самом деле защищал плоды своих трудов. Действительно, можно сказать, что весь «Государь» выстроен вокруг вышеуказанных глав. В сущности, трактат Никколо представляет собой искусное и прекрасно изложенное собрание разрозненных идей, наспех слепленных воедино и зачастую противоречащих друг другу.

«Государя» любят обвинять в жестокости и аморальности. Но «Государя» и другие работы Макиавелли надо читать с учетом исторических событий современной ему Италии, когда вся страна была раздроблена на десятки государств, постоянно враждующих между собой. «И тогда это произведение, дающее советы правителю как объединить Италию, не только получит свое оправдание, но и предстанет перед нами как истинно великое творение подлинного политического ума высокой и благородной направленности», — считал Гегель, отмечая политический реализм учения Макиавелли.

Исследователи отмечали цинизм в работах Макиавелли, но какой-то непонятный. Он учил о необходимости в политике коварства и лицемерия, а сам свои мысли всегда излагал «с пугающей прямотой».

По одной из версий, политическая философия Макиавелли выражает позицию политического цинизма, основанного на политическом реализме.

Ж. Ж. Руссо считал, что Макиавелли, делая вид, что дает уроки королям, преподал прекрасные уроки всем народам, и что «Государь» — это книга республиканцев.

Благодаря этой работе Макиавелли считают основателем политологии. Вот некоторые его советы:

  • Опора на оппозицию внутри стана врагов — метод римлян, опиравшихся на этолийцев при захвате Греции
  • Избегать ненависти и презрения, которые сгубили римских императоров. Ненависть вызывается посягательством на имущество и женщин своих сторонников. Презрение вызывается бедностью, нерешительностью, малодушием, непостоянством
  • Дела непопулярные возлагать на других, а популярные делать самим
  • Искусно создавать врагов
  • Привлекать одарённых людей
  • Развлекать народ зрелищами
  • Участвовать в собраниях, на которые разделен народ
  • Решительное и своевременное подавление недовольства
    • Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит
    • «Все вооружённые пророки побеждали, а безоружные гибли»
  • Факторы власти: собственные сторонники, народ, знать, чужеземцы
  • Качества государя — сдержанность, осмотрительность и милость
  • Добродетели государя: милосердие, верность, человечность, прямодушие и благочестие
  • Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло — насколько это необходимо
  • Постоянность в требованиях.