Скончалась 6 марта 1969 года в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
Родилась 31 января 1952 г. в Улан-Баторе в Монголии в семье советского художника Николая Константиновича Рушева (1918—1975). Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева (1926—2015). Летом 1952 года семья переехала в Москву.
Надя начала рисовать с пяти лет, причём никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В 1964 году прошла первая официальная выставка художницы-вундеркинда.
В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет.
За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».
Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.
В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.
В ноябре 1973 года в Ульяновском областном художественном музее состоялась выставка более двухсот работ юной художницы.
Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов.
Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву».
Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 тыс. рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.
Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Раскадровка к «Сказке о царе Салтане»
Минималистичная Татьяна
Татьяна Ларина стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; женщиной, блистающей на балу. Исследователи творчества Нади Рушевой считают, что рисунки к роману «Евгений Онегин» выполнены с оглядкой на графику Пушкина: им также свойственны легкость и минимализм.
Сто рисунков с Гераклом
Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Когда Наде было восемь лет, она создала первую серию о подвигах Геракла в ста рисунках. Одна из ее последних работ — «Аполлон и Дафна» — также создана на мифологический сюжет. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных».
Лис в человечьем облике
В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ей очень нравилась сама сказка, однако не нравилось то, как изобразил своих героев Экзюпери. Лис Наде Рушевой казался некрасивым, а глаза Принца — маленькими «невидящими колечками». Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом. А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу».
Встреча Мастера и его Маргариты
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова был впервые напечатан в журнале «Москва» в 1966–1967 годах. Надя Рушева прочитала его на одном дыхании и тут же начала рисовать. Отцу казалось, что 15-летняя девочка слишком рано взялась за такую серьезную тему, он говорил, что дочь «вдруг преобразилась и повзрослела». А художница просила его найти всю возможную информацию об авторе и работала над рисунками с упоением, забыв все другие сюжеты. Создав 200 листов, Рушева стала первым художником-иллюстратором книги. Ее любимой сценой стала встреча Мастера и Маргариты, художница рисовала ее множество раз.Читайте также:
Уже после смерти Нади ее отец встретился с вдовой писателя и показал ей рисунки дочери. «Как я грущу, что не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву!» — написала Елена Булгакова после той встречи.
450 Рисунков «Войны и мира»
Прежде чем иллюстрировать «Войну и мир», Надя Рушева побывала в музее «Бородинская панорама», Историческом музее и на самом Бородинском поле, где сделала множество зарисовок. На их основе художница создала 450 рисунков. Однако она была уверена, что эта работа не окончена, планировала вернуться к «Войне и миру» лет через 10–15 и сделать все вновь. Одним из ее любимых персонажей стала Наташа Ростова. Художница изображала ее в разных образах и в разном возрасте, экспериментировала с техникой рисунков и их цветовыми решениями.