РЕНЦО ПИАНО

ИСТОЧНИК

Ренцо Пиано — один из самых востребованных архитекторов современности. Он является лауреатом Притцкеровской премии 1998 года, одним из основателей стиля хай-тек и владеет архитектурной мастерской Renzo Piano Building Workshop.

ренцо пиано
Портрет Ренцо Пиано

Ренцо Пиано — автор Центра Помпиду во Франции, небоскреба The Shard в Лондоне, офиса газеты The New York Times в Нью-Йорке, музея современного искусства Аструп-Фернли и научного музея NEMO в Амстердаме. Недавно в Москве началась реконструкция здания бывшей ГЭС-2 на Болотной набережной, где планируется открыть культурное пространство. Ренцо Пиано построил проекты в Европе, США, Австралии, Корее, Японии и даже в Новой Каледонии. Типы построек варьируются от жилых комплексов и офисных небоскребов до мостов и аэропортов. Есть даже ветровой тоннель Ferrari и парусная лодка. Но больше всего он любит возводить музеи, галереи и другие культурные пространства.

Среди заслуг Пиано — участие в деятельности ЮНЕСКО. Он занимался реставрацией исторических построек и старых городов: в Италии, на Крите, на Мальте. Также Ренцо Пиано был послом доброй воли ЮНЕСКО на протяжении 15 лет. В 2006 году журнал Time признал его одним самых влиятельных людей, а в 2013 году архитектора сделали пожизненным сенатором Италии.

Пиано — один из основателей стиля хай-тек наравне с Норманом Фостером, Николасом Гримшоу, Джеймсом Стирлингом и Ричардом Роджерсом. Хай-тек, также известный как поздний модернизм, возник в 70-х годах прошлого века. Этот стиль, по словам архитектора и основателя журнала «The Architects» Колина Дэвиса, — некий баланс между функциональностью и изобразительностью. Основные материалы хай-тека — металл и стекло.

Детство

Ренцо Пиано родился в Генуе в 1937 в семье строителей. Его дед, отец, трое дядей и брат работали в семейной фирме. В послевоенные годы компания процветала: отстраивала дома, фабрики и продавала материалы. Сам Ренцо поначалу хотел стать музыкантом, но, посчитав, что у него не хватает музыкальных способностей, выбрал стезю архитектора.

Ренцо Пиано в юности и в детстве

Детство Пиано выпало на тяжелый период расцвета национал-социалистического государства Муссолини. Он рос в годы войны и послевоенной разрухи. Пиано наблюдал, как страна постепенно восстанавливается, как вырастают новые здания и налаживается жизнь. Ренцо как сын строителя часто посещал стройки. «Если вы с детства наблюдаете за строительством и видите, что, например, колонна, которую вы помогаете возводить, с каждым днем становится все выше и выше, что это можно сделать своими собственными маленькими руками, то понимаете, что архитектура — это чудо», — признается Ренцо.

Еще одним фактором, повлиявшим на мировоззрение Пиано, стала сама Генуя. Это портовый город, который тесно связан с морем и духом путешествий. Отец Ренцо часто водил его ребенком в порт, где внушительные корабли, похожие на плавучие дома, производили на мальчика огромное впечатление. Конечно, в становлении будущего мастера не обошлось без влияния архитектурного наследия Италии: «Любой архитектор, родившийся в Италии, находится в пространстве традиции», — говорит сам Пиано.

Учеба

Ренцо Пиано получил образование в архитектурной школе Политехнического университете Милана. Во время учебы он уже сотрудничал с несколькими бюро, работал у своего отца и в офисе Франко Альбини, который был выдающимся архитектором своего времени. Одна из заслуг Альбини — реставрация зданий эпохи Возрождения. Правительство Италии назвало его творчество национальным историческим достоянием. В те же годы Пиано женился на Магде Ардуино, с которой был знаком еще со школы в Генуе, и у них родилось трое детей.

Ренцо пиано
Ренцо Пиано в годы учебы. Верхний ряд, справа

Окончив архитектурную школу, Ренцо Пиано отправился на стажировку в Филадельфию, а потом в Лондон. Первый важный заказ архитектор получил, когда ему было 32 года. Необходимо было спроектировать итальянский промышленный павильон для выставки Экспо-70 в японском городе Осака. Непосредственным строительством занимался брат Ренцо Пиано — Эрманно. Он принимал участие и в других проектах архитектора, пока не погиб в 1993 году. Павильон для Экспо-70 привлек много внимания, в том числе и Ричарда Роджерса, будущего коллегу Пиано. Два архитектора обнаружили, что имеют много общего, и начали сотрудничество.

Карьера

1971—1976

В 1971 году Ренцо Пиано вместе с британцем Ричардом Роджерсом основал студию «Piano & Rogers» в Лондоне. После учреждения компании они в том же году выиграли конкурс на строительство Национального центра искусства и культуры Помпиду в Париже или, как его еще именуют, Бобур, по названию округа. Этот проект принес им славу и признание и впоследствии стал одной из главных достопримечательностей Парижа. Пиано на тот момент было всего 34 года. В этот период архитекторы занимались еще несколькими проектами. Например, в 1972 году они построили главный офис для компании B&B Italia в Новедрате, к северу от Милана.

Главный офис компании B&B Italia недалеко от Милана
Главный офис компании B&B Italia. Скетч

1977—1980

С 1970-х годов Пиано прекратил сотрудничество с Роджерсом и в 1977 году вместе с инженером Питером Райсом открыл студию «Studio Piano & Rice». Инженер до знакомства с Ренцо уже работал в таких известных проектах, как Пирамида Лувра и Сиднейский оперный театр. Его сотрудничество с Пиано началось со строительства Центра Помпиду. Вместе с ним они сделали несколько проектов, в том числе «гибкие» жилые дома Il Rigo Quarter в Перуджи и мастерскую в Отранто в Италии. К 1981 году партнеры закрыли свою студию, но несмотря на это сотрудничество Пиано с Райсом продолжалось до смерти инженера в 1992 году.

1981—…

К 1981 году «Studio Piano & Rice» уже закрылась, и Ренцо Пиано основал новую студию «Renzo Piano Building Workshop» («Строительная мастерская Ренцо Пиано»). Назвав так студию, архитектор отдал дань семье и подчеркнул важность полученного в детстве опыта.

В свои 55 лет Ренцо Пиано женился второй раз. Это была Эмилия Россато, которую он встретил, когда она пришла работать в «RPBW». С предыдущей женой Пиано расстался еще раньше, во время строительства Центра Помпиду, когда переехал из Генуи жить в Париж. У Пиано с Россато родился сын Джорджио.

В 1998 году Ренцо Пиано получил Притцкеровскую премию. К этому году он спроектировал уже много крупных и выдающихся проектов. Помимо Центра Помпиду это были музей Коллекции Менил, офисы для компании Lowara, музыкальное пространство Prometeo, стадион Сан-Никола, жилой комплекс Rue De Meaux, аэропорт Кансай в Японии, музей NEMO в Амстердаме и многие другие.

Значимые проекты

The Shard

В 2012 году закончилось строительство самого высокого здания в Великобритании — The Shard («Осколок»). Его возвели прямо в центре города, около Лондонского моста на месте офисных зданий «Southwark Towers». Здесь же располагается крупный транспортный узел «London Bridge»: нижние уровни «Осколка» связаны с железнодорожным вокзалом, автовокзалом и станцией метро. Здесь есть и офисные этажи, и жилые апартаменты с панорамным видом, и рестораны, и даже отель. Со смотровой площадки на высоте 240 метров открывается головокружительный вид на Лондон.

The Shard, ренцо пиано
The Shard, ренцо пиано
ренцо пиано
The Shard, ренцо пиано

История возникновения

История этого здания началась в 1999 году, когда Ирвин Селлар решил перестроить старые офисные здания 70-х годов и возвести на их месте «вертикальный город», как он его называл. С этой идеей Селлар пришел к Ренцо Пиано и тот, несмотря на свою неприязнь к высоткам, согласился взяться за работу. Его привлекла идея многофункционального здания в центре города.

Этот проект стал возможен благодаря мэру Лондона Кену Ливингстону. Он проводил политику повышения плотности построек на ключевых транспортных узлах в городе. Благодаря подобным решениям людям удобно добираться до офиса на общественном транспорте, что снижает количество пробок на дорогах. Дела поначалу шли не очень гладко: в 2008 году начался кризис, который приостановил строительство. Оно возобновилось только в марте 2009 года, когда катарские инвесторы решили вложиться в проект.

Особенности архитектуры

«Осколок» представляет собой полностью стеклянное здание пирамидальной формы высотой почти 310 метров. Несмотря на огромное количество работающих здесь людей парковка рассчитана всего лишь на 40 мест. Это возможно благодаря расположению небоскреба на крупном транспортном узле. При разработке формы архитектор вдохновлялся корабельными мачтами, которыми когда-то была заполнена Темза.

Материал и форма «Осколка» не только несут в себе эстетическую нагрузку, но и помогают сделать высотку менее массивной на фоне остального городского ландшафта. Пиано выбрал экстра-белое стекло, которое максимально хорошо отражает небо и сливается с ним, но обеспечивает естественное освещение. Стены сделаны двухслойными, поэтому избыток тепла не поступает внутрь. Между слоями располагаются жалюзи, которые автоматически реагируют на степень освещенности.

Критика

Местные жители были возмущены «Осколком» еще на этапе строительства: The Shard возвышался прямо посреди исторического центра Лондона и портил вид. Сейчас здание уже стало местной достопримечательностью и неотъемлемой частью городского ландшафта. Критики тоже ругали небоскреб: за чрезмерную схематичность и простоту фасадов, отсутствие деталей человеческого масштаба. Но Пиано как представитель направления хай-тек во главу угла поставил функциональность, а не эстетические изыски.

Центр Помпиду

Как уже было сказано выше, проектом, принесшим славу Ренцо Пиано, стал Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, или Бобур, как он изначально назывался. Проект задумал президент Франции Жорж Помпиду в 1969 году. В 1971 министерство культуры Франции объявило международный конкурс, в котором приняли участие 681 участник из 49 стран. Победителями в итоге стали Ренцо Пиано и Ричард Роджерс. Центр Помпиду был открыт 31 января 1977 года.

ренцо пиано, центр помпиду
центр помпиду
центр помпиду

История возникновения

Центр искусства и культуры возник после Красного мая в 1968 году. Это был период социального кризиса во Франции, который вылился в массовые протесты студентов, интеллигенции и рабочих. События мая 1968 года привели к смене правительства и отставке президента Шарля де Голля, место которого занял его политический противник Жорж Помпиду. Архитекторы хотели отразить этот динамичный период истории в своем проекте.

Особенности архитектуры

Главная архитектурная идея Пиано и Роджерса, благодаря которой они и выиграли конкурс, заключалась в решении вынести все коммуникации на внешнюю часть здания. Таким образом они освободили огромное пространство внутри Центра Помпиду, которое можно было полностью отдать во власть искусства. Смысл такой демонстрации неприглядных внутренностей здания заключался еще и в том, чтобы раскрыть и продемонстрировать принцип функционирования Центра.

Все коммуникации имеют свой цвет. Арматура окрашена в белый, лестницы и конструкции лифтов — в серебристо-серый, вентиляция — в синий, водопровод и противопожарные трубопроводы — зеленый, электрические элементы — желтый и оранжевый. А кабины лифтов и другие элементы для перемещения окрашены в красный цвет. Самый яркий и запоминающийся элемент фасада — это красный эскалатор длиной в 150 метров, с которого открывается замечательный вид на город.

После открытия в 1977 году Бобур стал превращаться в одну из достопримечательностей города. Сейчас в Центре Помпиду находятся музей современного искусства (MNAM), справочная библиотека, центр промышленного дизайна, детская библиотека, центр искусств, центр аудиовизуальных исследований (IRCAM) и рестораны. Все это привлекает огромное множество посетителей, и теперь через его двери проходит до 3,8 миллионов человек в год.

Критика

Хотя сейчас Центр Помпиду — один из самых популярных мест города, изначально на него обрушилось множество критики за вызывающий внешний вид: его даже сравнивали с нефтеперерабатывающим заводом. С Роджерсом произошла неожиданная история, когда он стоял возле центра Помпиду. Шел дождь, и одна дама пригласила его укрыться под ее зонтом. Но узнав, что рядом с ней стоит один из авторов этого «ужасного» строения, ударила его этим же самым зонтиком.

Ренцо Пиано сам осознает проблемы своего самого знаменитого проекта. Он говорит, что Центр Помпиду — «двойная провокация: вызов академизму, а также пародия на технологические образы нашего времени. Воспринимать его как хай-тек — это недоразумение». Пиано отзывается о нем как о «провокации невоспитанной молодежи», а о себе и Роджерсе — как о сумасшедших.

Культурный центр Жан-Мари Тжибау

Этот культурный центр расположен в Новой Каледонии, которая находится в Тихом океане. Он был задуман, чтобы снизить этническую напряженность между местным населением и европейцами. Новая Каледония — это особое административно-территориальное образование Франции, расположенное на одном из островов Меланезии. Культурный центр был построен, чтобы сохранить и популяризировать культуру коренных жителей островов, канаков.

Экспозиция в центре Тжибау

История возникновения

В 80-х годах прошлого века в Новой Каледонии проходили выступления за независимость, включая массовые демонстрации и вооруженную партизанскую войну. Дело дошло до захвата заложников на острове Увеа в 1988 году. Французское правительство, не желая вступать в переговоры с протестантами, осуществило жестокую акцию, в ходе которой были убиты несколько канаков. После этого шокирующего случая Франция пошла на уступки. Позже было принято решение предоставить Новой Каледонии высокий уровень автономии и уделить внимание охране местной культуры.

Лидером гражданской войны был Жан-Мари Тжибау, сын племенного вождя, выпускник Сорбонны, основатель и руководитель Канакского социалистического фронта народного освобождения. В его честь и был назван культурный центр, который строили в период с 1993 по 1998 год. В создании проекта Пиано помогали вдова революционера Мари-Клод Тжибау и антрополог Албан Бенса. Сам архитектор также провел некоторое время с местными жителями, чтобы лучше понять их культуру.

Особенности архитектуры

При создании проекта Ренцо Пиано вдохновлялся традиционными соломенными домами коренного населения островов. Павильоны построены из прочного африканского дерева ироко, которое устойчиво к термитам. Температура воздуха в павильонах регулируется за счет естественных потоков воздуха, движущихся со стороны залива. Это достигается благодаря двум строительным решениям. Во-первых, стены сделаны двухслойными: внешний, деревянный слой, и внутренний — стеклянный. Во-вторых, горизонтальные жалюзи реагируют на потоки воздуха, контролируя температуру.

Десять павильонов расположены тремя группами, в каждой из которых одна хижина выше других — по принципу дома вождя племени. В павильонах находятся открытый театр, офисы для историков, исследователей и кураторов выставок, мультимедийная библиотека, залы для конференций и школа для детей, где они учатся местным видам искусства. Также тут располагаются выставочные залы для постоянных и временных экспозиций, где посетители знакомятся с культурой и историей канаков. Есть и студии для занятий творчеством: танцами, живописью, скульптурой и музыкой.

Критика

Несмотря на все почести, проект Пиано подвергся критике. Хотя форма Центра абстрактно красива и экологически продумана, она неизбежно чужда местной культуре и традиции строительства. Даже древесина, из которой изготовлены хижины, импортная, хотя ее предназначением было напоминать традиционные для местного строительства материалы. Получилось, что памятник культуре канаков, как и сам народ, стал жертвой вездесущей глобализации.

ГЭС-2

Превращение бывших промышленных зданий в культурные пространства уже стало распространенным явлением. Просторные грубоватые помещения, пропитанные историей, как нельзя лучше гармонируют с современной культурой. Очередным таким зданием в 2019 году станет бывшая ГЭС-2, расположенная рядом с Красным Октябрем в Москве.

гэс-2
ренцо пиано, гэс-2
ренцо пиано, гэс-2

История возникновения

ГЭС-2 возникла в начале XX века, когда в Москве появились первые трамвайные линии. Чтобы обеспечить их электроэнергией, в 1907 году построили первую государственную электростанцию — ГЭС-2. Проектом занимался В. Н. Башкиров при участии В. Г. Шухова. В 2006 году электростанцию закрыли, а в 2014 Леонид Михельсон, основатель фонда современного искусства V-A-C, решил построить здесь музей и купил здание. В качестве архитектора пригласили Ренцо Пиано.

Особенности архитектуры

Этот проект перекликается с Центром Помпиду: Пиано планирует сделать инженерные коммуникации частично видимыми, но уже в более мягкой и ненавязчивой форме. Архитектор таким образом стремится показать посетителям всю подноготную здания, отвечающую за экологию. Например, некоторые части труб для забора воздуха планируется сделать прозрачными, чтобы было видно вентиляционное оборудование.

Музей — очень интересный проект с точки зрения людей. Строить здания интересно, но еще интереснее придумывать новые пространства

В этом проекте Ренцо Пиано стремится создать такое пространство, куда люди смогут приходить ради искусства, нового опыта, чувства единства и общности ценностей. «Музей — очень интересный проект с точки зрения людей. Строить здания интересно, но еще интереснее придумывать новые пространства», — говорит Пиано.

Также важная идея этого проекта — экология. Например, трубы, через которые прежде отводился грязный воздух, теперь станут стальными и будут забирать чистый на высоте 70 метров. Главный фасад здания будет защищать помещения от холода, получать электроэнергию от солнца, а также ограждать галереи от прямых солнечных лучей. Кроме солнечной планируется использовать энергию реки. Во дворе ГЭС-2 разобьют небольшую березовую рощу.

Пространство внутри здания сделают максимально прозрачным. Стеклянные потолок и стены на первом этаже будут пропускать много естественного света. Внутренние помещения Пиано планирует разделить на зоны со множеством разных функций: для любого рода выставок, экспозиций и образовательных программ. Также будет пространство со Школой Искусств, где будут обучаться критики, историки искусств и кураторы выставок.

Характерные черты архитектуры Ренцо Пиано

В своих первых проектах Ренцо Пиано экспериментировал с различными материалами и методами строительства, стремясь к гибкости и легкости пространства. Одной из целей исследования были нетрадиционные в архитектуре материалы и возможность их применения в строительстве. В итоге это сформировало его будущий стиль.

У Ренцо Пиано нет жестких рамок, в которых он создает свои проекты. Он считает, что архитектура должна отвечать потребностям людей, окружающей среды и соответствовать своей задаче. Поэтому его проекты не очень похожи друг на друга. Тем не менее, есть несколько черт, которые часто встречаются в архитектуре Пиано.

Слияние со средой

Ренцо Пиано уделяет большое внимание среде, в которой предстоит вырасти будущей постройке: он стремится вписать здание в ландшафт и использует местные материалы для слияния с пейзажем. Так, например, основной материал Церкви Падре Пио в итальянской провинции Фоджия похож на местный красный песчаник.

Центр Пауля Клее в Швейцарии продолжает холмистый пейзаж и перекликается с картинами художника

Пиано старается понять окружающую среду и создать то, что будет целесообразно локальным потребностям. Как пример — Центр Пауля Клее в Швейцарии, который продолжает холмистый пейзаж. Архитектор говорит о своем подходе: «Есть люди, которые приходят к вам со своей архитектурой, как с чемоданом, и переставляют его из Америки в Европу, из Парижа в Мадрид, из Нью-Йорка в Сидней. А я сначала прогуливаюсь с моей сигарой и смотрю, смотрю…»

Здание наизнанку

Вынесенные наружу коммуникации — самая яркая особенность Центра Помпиду. Этот прием Пиано использовал и в некоторых других своих работах. Первой такой постройкой стал павильон Экспо-70. Позже — фабрика Thomson Optronics во Франции и главный офис компании B&B Italia.

ренцо пиано, центр помпиду
Коммуникации Центра Помпиду вынесены наружу

Цветные коммуникации Центра Помпиду находятся на всеобщем обозрении и таким образом демонстрируют принципы функционирования здания. С такой же целью в культурном пространстве ГЭС-2 некоторые части труб для забора воздуха сделают прозрачными, чтобы было видно вентиляционное оборудование.

Свет и воздух

Еще одно характерное отличие архитектуры Ренцо Пиано — это его любовь к свету, воздуху и работе с пространством в целом. «В моей архитектуре я стараюсь использовать нематериальные элементы, такие как прозрачность, легкость, вибрации света. Я считаю, что они являются такой же частью композиции, как форма и объем», — говорит архитектор.

ренцо пиано
Штаб-квартира Парижской ассоциации адвокатов. Вся жизнь здания как на ладони

«Ингредиенты в архитектуре одни и те же: свет, воздух и бриз»

Например, здание газеты The New York Times полностью стеклянное, и естественный свет свободно проникает внутрь. Здесь Пиано также вкладывал идею и о «прозрачности» самой газеты. «Ингредиенты в архитектуре одни и те же: свет, воздух и бриз», — делится своим взглядом на архитектуру Пиано.

Энергосбережение

Пиано часто строит здания двухслойными. Это снижает энергопотребление за счет лучшего теплообмена и использования естественного освещения и энергии ветра. Например, стены комплекса Cité Internationale в Лионе сделаны из стекла и терракоты. Зазор между ними работает как теплообменник, сохраняя тепло внутри зданий.

ренцо пиано
Культурный центр фонда Ставроса Ниархоса в Греции

Помимо энергосберегающих технологий Пиано часто включает в свои проекты озеленение прилегающей территории. Это и Культурный центр фонда Ставроса Ниархоса в Греции, и крыша Калифорнийской академии наук. Американский институт архитекторов отметил последний проект Пиано как один из самых ярких и эффективных примеров «зеленой архитектуры».

Ренцо Пиано об архитектуре

В своей речи на вручении Притцкеровской премии Пиано сказал несколько слов о том, что для него значит архитектура. В первую очередь он считает ее услугой, то есть таким искусством, которое служит определенной цели. Архитектор несет особенно высокую ответственность за свое творение. Ведь плохую книгу можно закрыть, а музыку выключить. От уродливого же строения напротив окон своего дома никуда не деться. Архитектура, как считает Пиано, должна быть открытой и комфортной для людей.

Архитектура — это общество, потому что она не может существовать без людей и их стремлений.

Ренцо Пиано также сравнил архитектуру с айсбергом. Его верхушка — это то, что видит обыватель. Но наверх ее выталкивает подводная часть, которая состоит из трех элементов: общества, науки и искусства. Эти составляющие Пиано считает наиболее важными частями своей деятельности. Архитектура — это общество, потому что она не может существовать без людей и их стремлений. Также архитектура — это наука: архитектор должен быть исследователем, иметь любопытство, мужество и тягу к приключениям. И, наконец, архитектура — это искусство: она вызывает у человека эмоции и делает это своим собственным языком, состоящим из пространства, пропорций, света и материалов.

Другие работы Ренцо Пиано

Новое здание The High Museum в Атланте
Штаб-квартира Фонда Жерома Сейду-Пате среди исторических зданий. Париж
Архитектура Норвегии
Музей современного искусства Аструп-Фернли в Осло
Здание Maison Hermès в Токио
London Bridge Place на берегу Темзы, Лондон
Музей Академии кинематографических искусств в Лос-Анджелесе
Здание газеты The New York Times. Внешние керамические балки задерживают половину солнечный лучей
Крыша Калифорнийской академии наук покрыта растениями в биоразлагаемых контейнерах из кокосового волокна
ренцо пиано
Музей NEMO в Амстердаме
Аэропорт Кансай в Японии
ренцо пиано
Офисы Lowara в Италии
Штаб-квартира Kum&Go в города Де-Мойн, США

Интересные факты

— Ренцо Пиано изначально мечтал стать музыкантом, а свой окончательный выбор профессии он объяснил так: «Я хотел стать музыкантом, но был недостаточно хорош, поэтому стал архитектором».

— Ренцо Пиано принимал участие в деятельности ЮНЕСКО. Архитектор реконструировал город Отранто в 1979 году, восстановил центр Генуи, древние арсеналы Ханьи на острове Крит, городские ворота Валетты на Мальте, построил культурный центр «Jean Marie Tjibaou» в Нумеа. Также он создал экспериментальную студию «UNESCO & Workshop» в Везиме (Италия). В 1995 году Пиано был назначен послом доброй воли ЮНЕСКО.

— У Пиано 50 сотрудников в компании и три офиса: в Париже, Генуе и Нью-Йорке — в тех странах, где у него больше всего заказов. Он живет в Париже в старом доме XVII века, недалеко от своего офиса.

— Любимый архитектор Ренцо Пиано — Брунеллески, мастер эпохи Возрождения, автор купола над знаменитым собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

— Дочь Ренцо Пиано Лия, — единственная из его детей пошла по стопам отца и стала архитектором.

— В январе 1995 года в японском Кобе произошло землетрясение силой в 7 баллов по шкале Рихтера, нанесшее огромные разрушения городу. На таком же расстоянии от эпицентра находился аэропорт Кансай, спроектированный Пиано, но там не разбились даже стекла. Позже, в 1998 году, аэропорт выдержал разрушительный тайфун скоростью в 200 км/ч.

— The Shard мог бы стать самым высоким небоскребом в Европе. Но пока он возводился, его опередили московские «Око», «Федерация» и «Меркурий», а теперь еще строящиеся «Лахта-центр» в Петербурге и «Ахмат-Тауэр» в Грозном.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК