ЗЕЛЕНАЯ КНИГА

«Зелёная книга»  — американская биографическая комедийная драма режиссёра Питера Фаррелли, вышедшая на экраны в 2018 году. Картина рассказывает реальную историю путешествия по югу США известного джазового пианиста Дона Ширли и обычного водителя Тони Валлелонги, между которыми со временем возникает дружба. Главные роли исполнили Вигго Мортенсен, Махершала Али и Линда Карделлини.

В декабре 2018 года «Зелёная книга» вошла в список 10 лучших фильмов 2018 года, опубликованный Американским институтом киноискусства (AFI). В январе 2019 года фильм получил главную награду Гильдии продюсеров Америки. Фильм был удостоен трёх «Золотых глобусов» в категориях «Лучший фильм — комедия или мюзикл», «Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али) и «Лучший сценарий». На церемонии вручения премии «Оскар» кинокартина получила три награды в тех же категориях, а также была выдвинута в номинациях «Лучшая мужская роль» (Вигго Мортенсен) и «Лучший монтаж».

О чем?

1960-е годы. После закрытия нью-йоркского ночного клуба на ремонт вышибала Тони по прозвищу Болтун ищет подработку на пару месяцев. Как раз в это время Дон Ширли — утонченный светский лев, богатый и талантливый чернокожий музыкант, исполняющий классическую музыку — собирается в турне по южным штатам, где ещё сильны расистские убеждения и царит сегрегация. Он нанимает Тони в качестве водителя, телохранителя и человека, способного решать текущие проблемы. У этих двоих так мало общего, и эта поездка навсегда изменит жизнь обоих.

Почему это интересно?

В названии фильма обыгрывается «Зелёная книга негра-автомобилиста» — ежегодный справочник, публиковавшийся между 1936 и 1966 годами. Период издания пришёлся на эпоху законов Джима Кроу (неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах в период с 1890 по 1964 гг.), когда в обществе легально получила широкое распространение дискриминация в отношении людей с цветным типом кожи. «Зелёная книга» позволяла путешествующим небелым подыскивать ночлег, сервисы и заправочные станции, которыми они могли воспользоваться.

Фильм посвящается ворону по прозвищу Ларри, обнаруженному неподалёку от съёмочной площадки. Птицу сбила машина, и заботу о ней взял на себя Вигго Мортенсен.

В фильме было использовано 3 автомобиля Cadillac модели DeVille — два в сценах вождения и третий – там, где машина стоит на месте. Один из автомобилей так загрузили съёмочным оборудованием, что у него не выдержали рессоры, и вмялась крыша.

Крис Бауэрс, который перед камерой подменял Махершалу Али за фортепиано, занимался музыкой с 4-летнего возраста, но «Зелёная книга» стала первым фильмом, к которому он написал музыку. Как и персонаж в исполнении Али, Бауэрс играет только на пианино Steinway ручной работы, т.к. «больше никакие инструменты не производят настоящий звук».

Фильм снимали в Луизиане, однако сцена метели в нём показана настоящая. Увидев как-то во время перерыва кружащиеся в воздухе снежинки, Вигго Мортенсен уговорил Питера Фаррелли со съёмочной группой пойти поснимать. Те согласились, вышли на улицу и очень удивились через некоторое время, что снег всё идёт и идёт. В это неурочное время было отснято много материала, зато потом съёмочной группе не пришлось ехать снимать снег в Миннесоте.

Как Питер Фаррелли снял «Зеленую книгу»?

ИСТОЧНИК

Что вас подтолкнуло рассказать эту историю?

Это была просто удача, потому что история сама пришла ко мне в руки. Как-то я столкнулся со своим другом – Брайаном Карри. Он вообще-то актер, а не сценарист, но вдруг взялся за написание первого в своей жизни сценария. Я расспросил его о тексте. И вот тут-то он и рассказал мне эту историю.

Представьте, в 1962-м звукозаписывающая компания отправляет темнокожего джазового пианиста Дона Ширли в тур по провинциальному югу США (где тогда была узаконена сегрегация. – Прим. ред.). Он боится ехать один и нанимает вышибалу Тони Валлелонгу, полубандита итальянского происхождения, вполне себе расиста, который школу даже не окончил – всего шесть классов. И вот два таких разных человека вместе отправляются в путешествие. В пути они пользуются «Зеленой книгой негритянского автомобилиста», где описаны безопасные места для афроамериканцев – заведения, в которых можно поесть, умыться, переночевать… И все это взаправду! Я когда все это услышал, только и мог воскликнуть: «Вот это да! Чистое сумасшествие! Невероятная история!»

То есть какое-то время проект был для вас недоступным – эдаким запретным плодом.

Да, но эта идея осела у меня в голове. Через два месяца, когда я уже понял, что не смогу от нее отделаться, я позвонил Брайану – решил выяснить, как идут дела. Оказалось, не очень. Ну, и я спросил его: «Давай сделаем это вместе?» Он согласился, и мы дописали сценарий.

Как Питер Фаррелли снял «Зеленую книгу»  интервью с режиссером
Как Питер Фаррелли снял «Зеленую книгу»  интервью с режиссером

До работы над фильмом вы слышали о существовании «Зеленой книги негритянского автомобилиста»?

Нет. Никогда не слышал. Как и большинство американцев. Я вам больше скажу: когда я провел небольшой опрос, выяснилось, что где-то 85 % современных афроамериканцев понятия о ней не имеют. Ее помнило только старшее поколение – те, кто вырос в 1950–1960-х. Эти люди отвечали мне: «О, да! Была такая книга!» Если им нужно было добраться, скажем, от Чикаго до Флориды, то путь лежал через юг США, и тогда они прибегали к помощи этой книги. Ну или просто пытались попасть туда как-то иначе.

Понятно, что вы хотите, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей. Но как привлечь тех, кто по-прежнему придерживается других взглядов?

Это любопытный вопрос. Знаете, мы порядком поездили с «Зеленой книгой» по фестивалям, и пара журналистов спрашивали у меня, что я думаю о Дональде Трампе. И я всегда говорил, что не буду на это отвечать. Ведь что бы я ни сказал, я потеряю зрителей, а мне нужны все. Мне правда кажется, что это то кино, которое может поменять что-то в головах и сердцах людей, если его, конечно, правильно преподнести публике.

Кто-то на пресс-конференции спросил меня: можно ли искоренить расизм? Разумеется!

Если человек будет готов открыть свое сердце и попытается понять других людей, то он может изменить свои взгляды. Но я не ставил перед собой такую задачу – поселить эту мысль в головах людей. Я просто отыскал классную историю, которой захотелось поделиться. Все остальное получилось само собой. Когда ты ставишь себя на место другого человека, то понимаешь, что не такие уж мы и разные. Главное – побороть страх перед новым. Вспомните Джорджа Уоллеса, губернатора Алабамы в 1950–1960-е годы. Не сыскать большего расиста во всей Америке! Он был ужасен! Но ближе к концу жизни он искренне жалел об этом.

Думаю, не последнюю роль в этом сыграло то, что в него стреляли.

Да, верно. Но в итоге он все же поменял свои убеждения и признал, что был не прав.

Как Питер Фаррелли снял «Зеленую книгу»  интервью с режиссером
Как Питер Фаррелли снял «Зеленую книгу»  интервью с режиссером

Правда, что проект было непросто запустить даже с Вигго Мортенсеном на борту?

Да, нам через многое пришлось пройти. Не сразу все получилось. Помню, как мы пришли в Focus Films, рассказали им о проекте. Им все понравилось, они сказали: «Давайте делать». Мы написали сценарий и отправили им его. Неделю они молчали. Потом позвонил представитель студии и сказал, что возникли проблемы с иностранными прокатчиками. Им казалось, что они не смогут продать фильм на мировой рынок, что он будет интересен только американцам. Я возмутился: «Да это чушь! Забудьте про расизм, это история прежде всего о дружбе». Но мне возразили, что «Лавинг» (история о первом межрасовом браке в штате Вирджиния. – Прим. ред.) плохо продался за границей, да и в Штатах он плохо зашел.

Представляете, какая там логика? Раз один фильм про расизм не зашел, давайте теперь на всех поставим крест.

Таков их подход. В общем, они нам отказали, вернули права. И, по сути, мы должны были вернуть им деньги, но мы не стали этого делать. Мы отправились на следующую студию – Participant. Они влюбились в проект, наконец-то выкупили его у Focus Films и продали на кинорынке в Берлине минут за десять. Его купили компании во многих странах мира. А ведь на тот момент еще не было готового фильма, только идея и пятиминутный ролик с Вигго и Махершалой. После этого журнал Variety вынес наш фильм на обложку. Заголовок был примерно такой: «Зеленая книга» стала сенсацией в Берлине!» С этого момента проблем у нас уже не возникало.

А Махершала действительно умеет играть на фортепиано?

Немного, но, конечно, не так, как его герой. Но он умеет делать вид, что умеет. (Смеется.) Он поначалу даже одурачил нас – мы подумали: надо же, как хорошо он играет. Но быстро выяснилось, что для музыки в фильме нам нужен настоящий виртуоз. И мы наняли в качестве дублера 28-летнего Криса Бауэрса – одного из лучших пианистов в Америке. Поначалу он отказал нам, сославшись на график – мол, у него был концертный тур по стране. Тогда я предложил ему стать композитором, и тогда он согласился. Оказывается, ему хотелось чего-то большего, чем просто показать, как он перебирает клавишами на экране, да еще и за другого человека.

Как Питер Фаррелли снял «Зеленую книгу»  интервью с режиссером
Как Питер Фаррелли снял «Зеленую книгу»  интервью с режиссером

Вы с братом Бобби выпустили первый фильм 24 года назад. По сравнению с предыдущими работами что картина «Зеленая книга» говорит о вас как о режиссере?

Все наши фильмы выдержаны в одной стилистике. Не могу сказать, что этот проект сильно отличается от прошлых. Передо мной не стояла задача – сделать что-то совсем другое. Разве что в этом фильме я старался избегать чрезмерного юмора, потому что не хотел уходить от главной темы. Мне нужно было, чтобы люди поверили в историю, чтобы герои казались настоящими. Приходилось отказываться от каких-то забавных реплик. Часто меня удерживали от комедийных импровизаций прямо на площадке. Но не думайте, что наши пути с братом разошлись, я ведь вовсе не специально взялся за этот фильм в одиночку. Просто с тех пор, как четыре года назад сын Бобби умер от передозировки наркотиков, мой брат решил сделать паузу в съемках. Я жду, когда он оправится, – и мы сразу примемся за новый совместный проект.

А вам понравился «Черный клановец» Спайка Ли? Оба фильма – ваш и его – рассказывают о расизме с юмором. Кажется, это тренд.

Еще не видел, но слышал много хорошего! На самом деле, мы не думали о нашем фильме как о комедии. Я два года всем лапшу на уши вешал, что снимаю свою первую драму. У нас, конечно, есть гэги, но мы сознательно избегали комедийности. Пока не сели отсмотреть фильм и не поняли, что Вигго и Махершала любую сцену превращают в смешную. Нам это страшно понравилось, но мы забеспокоились, не отвлечет ли юмор зрителей. Устроили тестовый показ, и публика осталась в восторге. А теперь фильм посмотрели вы – так что сами и скажите, все ли у нас получилось?

Все – и даже больше.

Спасибо.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК