Что есть в скульптурах Родена, что отличает его работы, что позволяет нам безошибочно определить авторство? Экспрессия, порыв, чувственность, страсть. Именно это нашло отражение в «Поцелуе», «Вечной весне», «Мыслителе».
Бронзовый век (1877 г.)
На создание этой скульптуры Родена вдохновил «Умирающий раб» Микеланджело. Первоначально в руках у мужчины было копье, и скульптура носила название «Побежденный», а Роден видел в ней воплощение страдания. Но потом он переосмыслил образ, убрал копье, и фигура мужчины стала символом рождения человека.
Скульптуру сегодня можно увидеть в Музее Родена в Париже.
Мыслитель (1880-1882 гг.)
По замыслу Родена, это должна была быть фигура Данте, которая венчала бы Врата ада. Однако постепенно образ Данте отошел на второй план, и «Мыслитель» стал воплощением образа творца. Позировал Родену французский боксер Жан Бо.
Копия скульптуры установлена на могиле Родена в Медоне.
Поцелуй (1882 г.)
Скульптура также была задумана как часть Врат ада. В ней воплощена история Паоло и Франчески, любовников, убитых мужем Франчески (история описана в «Божественной комедии»). Отвлеченное название «Поцелуй» впервые дали скульптуре критики, а потом с ним согласился и Роден.
Губы мужчины и женщины не касаются друг друга, и этим Огюст Роден словно показывает, что они были убиты безвинно, не совершив греха. Скульптура пользовалась огромной популярностью, а так как Роден охотно разрешал делать копии своих шедевров, «Поцелуи» есть во множестве собраний. Однако только первые 12 из них могут быть отнесены к первому изданию.
Граждане Кале (1884-1888 гг.)
Этот памятник был заказан Родену в связи с одним из эпизодов Столетней войны, когда англичане осаждали французский город Кале. Шестеро горожан, желая спасти жителей своего города от голодной смерти, вышли к осаждающим нагими и с веревками на шеях и вынесли ключи от города. Супруга тогдашнего английского короля умолила мужа пощадить шестерых смельчаков и не казнить их.
Памятник великим жителям Кале был установлен на их родине в 1924 году.
Вечная весна (1884 г.)
Прекрасная скульптура, созданная Роденом в то время, когда он переживал роман с Камиллой Клодель. Юная девушка и прекрасный юноша слились в поцелуе, эта композиция является символом чувственной любви, эротизма, но одновременно воплощает гармонию и красоту любви.
Скульптура была очень популярна во времена Родена, он сам сделал не меньше 10 копий этого шедевра из разных материалов. Например, в Эрмитаже можно увидеть вариант, высеченный из мрамора.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК