Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – выдающийся художник второй половины XIX века, занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрел авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков «бунта четырнадцати» в 1863 г., когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии Художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников . Крамской – один из основных создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Он принял участие в разработке устава Товарищества и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.
Биография Крамского
Творчество Ивана Николаевича Крамского совпало с наиболее ярким периодом в истории русского реалистического искусства, когда критический реализм в живописи, литературе достигает своего наивысшего подъема и приобретает большое значение в мировой культуре XIX века. Однако роль художника в истории русского искусства не ограничивается его личным творчеством: своим даром педагога, идеолога нового направления, всей своей общественной деятельностью Крамской оказал огромное влияние на умы своих современников.
Крамской родился в городе Острогожске Воронежской губернии. Рано возникший интерес будущего художника к искусству с течением времени превратился в настойчивое влечение к творчеству. Молодой Крамской некоторое время работает ретушером у фотографа Данилевского и в качестве помощника бесконечно странствует по провмнциальным городам России. Наконец, попав в Петербург, он осуществляет свою мечту — поступает в Академию художеств. Однако радужным надеждам приобщения к тайнам великого искусства не суждено было реализоваться, поскольку в это время главными принципами академического преподавания оставались —уже пережившие-себя идеи классицизма, совершенно не отвечавшие новому времени. Передовые общественные круги ставили перед художниками задачу широкого и правдивого отца жения действительности. Появление в это время диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» придало особую весомость вопросам искусства. Осенью 1863 года четырнадцати академистам была предложена «программа» на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Молодые художники отказались писать на эту тему и вышли из Академии. Разрыв с Академией возглавил Крамской. Этот решительный шаг угрожал бывшим ученикам политическим недоверием со стороны государства и материальной нуждой и поэтому требовал огромного мужества. Возглавив это движение, Крамской принял на себя ответственность за дальнейшую судьбу русского искусства. В целях взаимопомощи и материальной поддержки была создана Артель художников, в дальнейшем ставшая базой Товарищества передвижных художественных выставок. Общественный деятель по призванию, Крамской становится одним из активнейших членов этой организации. Одной из основных целей Товарищества стало развитие искусства демократического не только по форме организации, но и по идейному направлению. В русском передвижничестве демократический реализм как явление мирового искусства достиг высоких вершин. Первая передвижная выставка была открыта 21 ноября 1871 года в здании Академии художеств. Весной 1872 года она была перевезена в Москву, а затем в Киев. В отличие от академических, передвижные выставки «передвигались» из города в город, всюду возбуждая живой интерес к себе. Так началась деятельность этой общественной организации, которая в течение ряда десятилетий объединяла всех передовых художников России.
На первой передвижной выставке Крамской участвовал большой картиной «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». Здесь художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, так поэтически меняющий все вокруг. Крамской писал: «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал луны, все же нечто фантастическое вышло».
К следующей выставке передвижников Крамской пишет картину «Христос в пустыне» (1872), которая была задумана первой в серии (так и неосуществленной) картин на евангельские сюжеты. Художник писал о том, что его задачей было показать внутреннюю борьбу человека, погруженного в глубокие раздумья о выборе жизненного пути. Картина «Христос в пустыне» была воспринята современниками как символ человека высокого гражданского долга.
Летом 1873 года Крамской вместе с семьей поселился в Тульской губернии, недалеко от имения Л. Н. Толстого. Воспользовавшись этим соседством, Крамской пишет портрет Толстого. Сила и монолитность личности, ясный и энергичный ум — таким предстает писатель на этом портрете. Из целой галереи портретов Л. Н. Толстого, написанных Н. Н. Ге, И. Е. Репиным, Л. О. Пастернаком, портрет Крамского — один из лучших. В свою очередь сам художник послужил прообразом художника Михайлова в романе «Анна Каренина». Почти в то же время были созданы портреты И. И. Шишкина и Н. А. Некрасова. Портрет «Некрасов периода «Последних песен» (1877) писался в то время, когда Некрасов был уже тяжело болен, поэтому сеансы длились по 10—15 минут. Самое сильное впечатление от портрета — это контраст между ясностью ума, творческим вдохновением и физической слабостью умирающего поэта.
В числе работ Крамского есть целый ряд поэтических женских образов, таких как «Девушка с распущенной косой» или знаменитая «Незнакомка», о которой говорили, что она прообраз Анны Карениной. Еще в 1874 году художник создал целую серию крестьянских типов, самый сильный по характеру среди них — «Полесовщик» (1874).
В 80-е годы Крамской пишет картину «Неутешное горе», которая во многом автобиографична: художник пережил смерть двоих детей. Кая и во «Вдовушке» Федотова, здесь скорбно звучит тема человеческого горя. Поразительны лицо и сам образ матери, потерявшей ребенка.
Эта женщина, убитая непоправимым несчастьем, существует как бы вне времени, оно кажется остановившимся. С 1883 года здоровье художника ухудшилось, и последние годы Крамского были крайне трудными. Постоянные домашние заботы и работа над заказами не позволяют ему закончить работу над картиной «Хохот» («Христос перед народом»), замысел которой предполагал развитие темы «Христос в пустыне», тему жертвенной судьбы человека.
25 марта 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса Крамской неожиданно умирает.
Трудно переоценить значение художественного и литературного наследия Крамского для русской культуры. Основная идейная направленность его художественной деятельности — это глубокий интерес к познанию человека своей эпохи, изображал ли его художник в облике евангельского сказания или в облике своего современника. Общественная деятельность Крамского, его творчество стали школой для целого поколения русских художников.
Неизвестная. 1883
Лунная ночь. 1880
Автопортрет. 1874.
Портрет Александра III. 1886
Полесовщик. 1874
Христос в пустыне.180 x 210 см. 1872
Русалки. 1871
Пасечник. 1872
Оскорбленный еврейский мальчик. 1874
Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877–1878
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
Лесная тропинка. Начало 1870-х
Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. 1883
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
Иродиада. 1884–1886
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869
Женский портрет. 1884
Женский портрет. 1867
Девушка с распущенной косой. 1873
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874
Голова крестьянина. 1874
Выздоравливающая. 1885
Букет цветов. Флоксы. 1884
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира Укрощение строптивой. 1883
Портрет доктора Сергея Петровича Боткина. 1880
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879
Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881
Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879
Портрет А.И.Куинджи. 1872
Портрет художника Павла Петровича Чистякова. 1860
Портрет художника Михаила Клодта. 1872
Портрет художника Константина Савицкого.
Портрет художника Ивана Айвазовского
Портрет художника И. Е. Репина
Портрет художника Григория Мясоедова
Портрет художника Алексея Боголюбова. 1869
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
Портрет поэта Якова Петровича Полонского. 1875
Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. 1877
Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 1878
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова. 1874
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича. 1876
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании. 1879
Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
Портрет Николая Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881
Портрет И.И.Шишкина. 1880
Портрет художника Ивана Шишкина. 1873
Хохот (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х — 1880-е
Поэт Аполлон Николаевич Майков. 1883
Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК