«Ну, Котёночкин, погоди», — прочитал Вячеслав Михайлович в одном из многочисленных адресованных ему писем. Та слава и народная любовь, что достались режиссёру, были редкостью в мире советской анимации. Его фамилию можно увидеть в титрах более, чем 80 мультфильмов, но главной работой стал знаменитейший сериал про волка и зайца — «Ну, погоди!». В статье разбираемся в жизненном и творческом пути Котёночкина и его методах работы.
Путь Котёночкина к анимации
Вячеслав Котёночкин родился в Москве 20 июня 1927 года. С раннего детства мальчик увлекался рисованием. Любовь же к мультипликации началась чуть позднее.
В 1938 году он посетил новогодний праздник — ёлку в Колонном зале Дома Союзов. Попасть туда считалось невероятной удачей и чудом. Сделать это могли дети сотрудников правительства и лучшие ученики московских и ближайших к городу школ. Именно там Вячеслав Михайлович впервые посмотрел мультфильмы. Он был в восторге и записался в изостудию.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-2.jpg)
Тут в судьбу будущего мультипликатора вмешалась война. В 1942 году Котёночкин после семи классов поступает в артиллерийскую спецшколу. Позже — в противотанковое артиллерийское училище в Пензе.
Про своё главное увлечение он всё же не забывает. В 17 лет смотрит анимационный фильм «Бэмби». По его словам, впечатление от мультфильма сыграло решающую роль в выборе профессии. Также Вячеслав Михайлович шутил, что в мультипликацию его привела легкомысленная фамилия.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-3.jpg)
Первые шаги в профессии
После демобилизации в 1946 году Котёночкин пришёл в «Союзмультфильм», собираясь поступить на курсы. Изначально студия создавалась как советский аналог американского «Диснея», но в послевоенные годы заметен переход к собственным мультипликационным методам, отказ от копирования.
В «Союзмультфильме» молодой художник повстречал Бориса Дёжкина. Тот уже был известным режиссёром-мультипликатором. Просмотрев работы Вячеслава Михайловича, он посоветовал ему все их выбросить и отправиться в зоопарк рисовать животных. Самым главным было движение, его Котёночкин и должен был научиться передавать.
На курсы Вячеслав Михайлович поступил. Закончив их, был зачислен в штаб художников.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-4-1.jpeg)
Борис Петрович стал для Котёночкина проводником в профессию. В 1949 году они вместе работали над мультфильмом «Лев и заяц», последний был поразительно похож на зайца из «Бэмби». Опыт создания серийных персонажей тоже получил с Дёжкиным, делая «Необыкновенный матч», «Старые знакомые» — мультфильмы о спортивных состязаниях деревянных человечков.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-5.jpg)
Для одного из первых советских мультипликаторов — Александра Иванова — Котёночкин рисовал «Полкана и Шавку». Со Львом Атамановым трудился над «Золотой антилопой» и «Аленьким цветочком», используя популярный в то время метод ротоскопирования, когда художник рисует поверх кадров с актёрами. В Советском Союзе он назывался «Эклер». Его применяли для достижения реализма происходящего. К этому же методу прибегают в «Каштанке» Михаила Цехановского, над созданием которой тоже потрудился Котёночкин.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-6.jpg)
Параллельно с плодотворной работой Вячеслав Михайлович был частым гостем ресторана «Спорт». Там слушали хороший джаз и много танцевали. Молодой художник не отличался дисциплиной и любил повеселиться, поэтому однажды оказался близок к увольнению. Спасло его заявление, написанное в оригинальной манере:
«Прошу меня уволить, а если можно — оставить».
Котёночкин относился к жизни с лёгкостью и оптимизмом.
Поворотным в карьере становится мультфильм 1957 года «Чудесница». Снят он был во времена кукурузной кампании Никиты Сергеевича Хрущёва. Посвящённая полезным качествам продукта «Чудесница» была очень популярна. После этого мультфильма художника приглашают в киножурнал Сергея Михалкова «Фитиль» уже в роли режиссёра. Ему предложили делать анимационные вставки.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-7.jpg)
Вячеслав Михайлович — режиссёр
Режиссёром Котёночкин был требовательным и строгим, но привлекала его лёгкость и естественность. Его друзья и коллеги отмечали сочетающееся в нём озорство и педантичность. Рабочие вопросы предпочитал решать за столом, в каждой компании становился центром, имел множество знакомых. Одним из его выражений было:
«Порыв не терпит перерыва».
Свой первый авторский мультфильм Вячеслав Михайлович срежиссировал в 1963 году. Он назывался «Мы такие мастера» — десятиминутное повествование о сельскохозяйственной технике.
Следующая работа — «Следы на асфальте» — детективная, поучительная история с опытным псом и щенком. В ней помимо рисунков использовались документальные кадры Москвы.
Психологизм персонажей и сложность их душевных переживаний заметны и в следующем мультфильме — «Лягушка-путешественница», который можно сравнить с большим фильмом. Режиссёр использует разнообразные внешние проявления для передачи и усиления внутреннего состояния: хаотичность, резкая смена кадров, приближение и удаление «камеры».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-1.jpeg)
«Ну, погоди!»
У «Ну, погоди!» есть предыстория. В 1968 году от руководства «Союзмультфильма» поступил заказ сделать мультфильм с идеей «Не обижай слабых». Пилотный двухминутный выпуск снял начинающий в то время режиссёр Геннадий Сокольский.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-10.jpg)
После пилота решили снимать полноценный мультфильм, но с более опытным режиссёром. Александр Курляндский, Аркадий Хайт и Феликс Кандель предлагали сценарий многим, но лишь Котёночкин согласился. 3 марта 1968 года он ответил: «В этом что-то есть», и началась работа. Позднее Вячеслав Михайлович рассказывал:
«Ну Зайца я нарисовал довольно быстро. Он сразу у меня получился какой-то такой пухленький, с розовыми щёчками, с голубами глазками, в общем, очень положительный зайчик».
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-9-e1624886459453.jpg)
В следующих мультфильмах Котёночкина, например, в «На лесной тропе» или «Он попался», герои-зайцы сохраняют свои типичные черты.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-11.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-12-e1624886564877.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-13.jpg)
Озвучивать героя сразу пригласили Клару Румянову, её голосом говорят многие советские мультипликационные герои.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-14.jpg)
С Волком всё было не так просто. Для того, чтобы нарисовать его, Котёночкин много смотрел на себя в зеркало. Походку и жесты Волк получил от художника. Внешний вид — расстёгнутая рубашка, гитара и сигарета — был почерпан на подворотнях Москвы. При создании героя Вячеслав Михайлович вдохновился образом Котовского из одноимённого фильма 1942 года.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-15-e1624886660727.jpg)
Волк должен был говорить голосом Владимира Высоцкого, но его кандидатуру не одобрило руководство «Союзмультфильма». Пригласили Анатолия Папанова.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-16.jpg)
Стилистика получившихся героев полностью отличалась от тех, что мы можем увидеть в пилоте.
Первая серия вышла 1 января 1969 года. Вообще, делать сериал никто не планировал, как и ту славу, что обрушилась на создателей. Улицы города пустели, когда по телевизору начинался показ очередного эпизода.
В чём же секрет? «Ну, погоди!» прекрасно отражал эпоху Брежнева, период застоя. Взрослый зритель находил точки соприкосновения между собственной жизнью и той, что видел на экране. Волк и Заяц гуляют по парку, приезжают на заполненный посетителями пляж или в деревню, занимаются на стадионе, оказываются в «Останкино», покупают в палатке арбузы. Для многих близок стал именно Волк с его довольно не устроенной жизнью. Сейчас представить такого героя в детской мультипликации невозможно.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-17.jpg)
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-18.jpg)
Важную роль сыграла музыка. В основном использовались шлягеры — популярные композиции. «Песнь о друге» Высоцкого, «Последняя электричка» композитора Давида Тухманова, «Спят усталые игрушки» из известной передачи, «Айсберг» Аллы Пугачёвой и многие другие.
Дети же любили «Ну, погоди!» за динамичный сюжет и бесконечное соревнование.
Некоторые обвиняли авторов в подражании популярному американскому мультфильму «Том и Джерри». Действительно, сюжет схож. Создатели, однако, утверждали, что познакомились с работой Уильяма Ханна и Джозефа Барбера значительно позже.
Завершить «Ну, погоди!» хотели после каждой серии, но любовь народа была слишком велика. В поклонниках мультфильма значилась даже партийная элита.
Последняя серия каноничного сериала с Анатолием Папановым вышла 2 сентября 1986 года.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-19.jpg)
После «Ну, погоди!»
Котёночкина считали богатым человеком, но в реальности это было совсем не так. За «Ну, погоди!» он не получил никакого материального вознаграждения: 90% средств с проката шло государству, ещё 10% — Госкино.
В 1987 году Вячеслав Михайлович получил звание народного артиста РСФСР, в 1988 году — Государственную премию СССР. Своей же главной наградой Котёночкин считал Орден Улыбки, полученный в 1985 году от польских детей.
Вячеслав Михайлович продолжал работу. В 1988 году выходит известный и сейчас мультфильм «Котёнок с улицы Лизюкова» про котёнка из Воронежа.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/06/kotenochkin-20.jpg)
В последние годы Вячеслав Михайлович тяжело болел, но не переставал создавать мультики, которым посвятил практически всю жизнь.
Мультипликатор Фёдор Хитрук вспоминал, что любимой фразой Котёночкина было:
«Почему мы такие счастливые? Да потому что мы талантливые!».
Вячеслав Михайлович умер 20 ноября 2000 года.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК