Нинетт де Валуа начала свою жизнь под именем Идрис Станнус 6 июня 1898 года в Балтибойсе недалеко от Блессингтона, графство Уиклоу. Семья переехала в Кент, когда Идрис было семь лет, но, как было отмечено во введении к ее «Избранным стихотворениям», «Ирландия, ее сельская местность и ее люди … остались неотъемлемой частью ее существа».
Ее первым танцем была настоящая ирландская джига, которой ее научила семейная повариха Кейт, танцуя на каменном полу кухни в Балтибойс. Но именно эта «обожаемая» ей джига привила будущей балерине страстную любовь танцев коренных народов Британских островов, которые она гораздо позже с такой разумной решимостью ввела в учебную программу Королевской балетной школы.
К 11 годам семья переехала в Лондон, где она научилась «модным танцам» у миссис Вордсворт, а затем более профессиональным упражнениям в Академии Лилы Филд. В середине своего 14-летнего возраста она уже принимала участие в туре с группой «Чудо-дети» из этой академии. А увидев «Умирающего лебедя» в исполнении Анны Павловой, окончательно «заболела» балетом.
Но она поняла, что необходимо более серьезное обучение классическому балету и пошла на занятия к Эдуарду Эспиносе. Став солисткой пантомим в лицее оперы и балета в Ковент-Гардене, брала уроки вместе с танцорами Дягилева в Лондоне у маэстро Чеккетти, где и подружилась с Лидией Лопуховой и Леонидом Мясиным. Вместе в ними уже в 1921 году она впервые попробовала работать с русскими танцорами.
Уже тогда она задумывалась над созданием британского национального балета, и Де Валуа со свойственным ей здравым смыслом и дальновидностью поняла, что единственный способ научиться управлять балетной труппой — это присоединиться к ней. Она решила учиться у лучших и безоговорочно вошла в состав труппы Дягилева, где проработала с 1923 по 1925 год. Она танцевала и создала сольные партии в балетах Мясина и Нижинской; она узнала о труппе, хореографии и классическом академическом танце.
В 1926 году она открыла собственную школу, грандиозно названную Академией хореографического искусства, и в том же году у нее произошла судьбоносная встреча с Лилиан Бейлис из Old Vic, которая предложила работу со своими актерами и певцами в «Вик». Также Бейлис обещала помочь восстановить заброшенный Театр Сэдлерс Уэллс, который станет местом для зарождающейся балетной труппы. Де Валуа приняла ее условия и никогда не забывала о своей благодарности за веру в нее и за поддержку, которую Бейлис оказывала.
В годы ожидания открытия Сэдлерс Уэллс, Де Валуа занималась не только своей школой, но и работала с Йейтсом в Abbey Theater в Дублине и с Теренсом Греем в Festival Theater в Кембридже. Она также создавала свои первые хореографические постановки, так что, когда пришло время открытия Сэдлерс Уэллс, у нее уже было что показать. С одним или двумя выступлениями в неделю и очень небольшим количеством танцоров уже можно было начать развиваться. Но ей посчастливилось с самого начала заручиться поддержкой Константа Ламбера в качестве музыкального руководителя и, в качестве приглашенных танцоров, Марковой и Долина. Именно исполнение Долина в роли Сатаны в Иове и Жизели Марковой действительно положило начало развитию труппы Де Валуа.
В 1935 году, когда Маркова покинула труппу, Де Валуа пошла на рискованный шаг — она пригласила юную балерину Марго Фонтейн. В репертуар вводились великие классики одна за другой, но также Де Валуа принялась дополнять классику британским репертуаром.
Что касается ее собственной хореографии, то тут она была самым жестким критиком, но все же ей пришлось сделать большую часть этого раннего репертуара очень британским по своему характеру. Для оформления своих постановок она привлекала таких художников, как Блейк, Хогарт и Роулендсон, а для музыки использовала старые и новые британские композиции в оформлении Ламберта. Когда в 1935 году к ней присоединился Фредерик Эштон в качестве главного хореографа, она с удовольствием делегировала ему большую часть хореографических задач и за все послевоенные годы поставила для своей труппы только один балет — незабываемого «Дон Кихота» на музыку Роберто Герхарда.
С 1931 года и до ее ухода с поста руководителя в 1963 году биография де Валуа — это биография ее театра, хотя в своей очаровательной автобиографии Come Dance With Me (1957) она позволила «взглянуть на частную сторону чьей-то общественной жизни». В ретроспективе это кажется историей царственно спокойного прогресса, но у него были свои проблемы и свои кризисы. До 1939 года существовало грозное соперничество между крупными гастрольными труппами Де Базиля, а затем Мясина, которые унаследовали так много репертуара и таланта Дягилева и каждое лето приходили в большие театры Англии, сводя посещение театра де Валуа к минимуму. Тем не менее, еще до того, как война разогнала их, эти труппы распались. У них не было дома и талант Дягилева их более не связывал.
Во время войны театр Sadler’s Wells остался без дома и чуть не застрял в Голландии из-за немецкого вторжения. Временное пристанище было найдено в Новом (ныне Олбери) театре; общенациональные гастроли стали необходимы; потеря танцоров-мужчин, призванных в вооруженные силы, каким-то образом была преодолена. Важный шаг — принятие приглашения вновь открыть Королевский оперный театр Ковент-Гарден, подразумевающий признание национального статуса, — последовал в 1946 году. Возможно, ее труппа была не совсем готова, но в значительной степени благодаря новой роскошной постановке «Спящей красавицы» (под руководством Де Валуа) она быстро набрала силу, чтобы соответствовать более крупной роли. Затем был первый визит в Соединенные Штаты в 1949 году; снова риск, снова триумф.
К 1956 году молодой балет Вик-Уэллса получил статус Королевского балета — благодаря блестяще аргументированному представлению, написанному де Валуа, — который благополучно объединил обе компании и их школы под королевским названием. Королевский балет стал законодателем международных стандартов, поставщиком танцоров, хореографов и балетмейстеров для всех, кроме восточного блока. И даже в этом мире он доказал свой статус во время своего первого визита в Москву и Ленинград в 1961 году.
Тем временем ее школа превратилась в учебное заведение, работающее на полный рабочий день, и когда Нинетт ушла из театра в 1963 году, именно школе она стала отдавать всю свою неуемную энергию.
Помимо работы по созданию национального балета, Нинетт прожила счастливую семейную жизнь с доктором Коннеллом, за которого она вышла замуж в 1935 году (он умер в 1987 году). Это был образцовый союз непостоянства и спокойствия. В то время как доктор Коннелл практиковал в Саннингдейле, местные жители называли ее просто «женой врача», так как она была столь же умелой и обаятельной в ведении домашнего хозяйства.
В 1957 году Нинетт де Валуа была удостоена звания Дамы Британской империи и почетного кавалера в 1982 году, а в 1992 году была награждена высшей наградой — Орденом «За заслуги», получив в том же году специальную награду Общества театров Великобритании. Кроме того, было еще множество почетных званий и наград, которыми она была отмечена как за личные заслуги, так и за создание британского Королевского балета.
Ее великая сила заключалась в ее честности, в ее полном отсутствии интереса к обогащению или к обретению славы для себя. В последние годы ее прошлые достижения имели для нее все меньше и меньше значения, она нетерпеливо и настойчиво смотрела в будущее, озабоченная только тем, во что превратится «её» балет. Ее коллеги, ее танцоры — ее дети, они ничего не могли поделать с собой — любили ее, особенно ближе к концу, когда она нуждалась в них больше всего. Они знали, что без нее ни двух трупп, ни школы, да вообще всего британского балета с его репутацией, созданной за полвека, сегодня не было бы.
В свой 100-летний юбилей ее окружали дети, которых она любила. Это был прекрасный день, она повернулась к одному из своих бывших коллег, посмотрела на небо и сказала: «Я не понимаю, как что-то там может быть более прекрасным чем это».
Нинетт де Валуа (Идрис Станнус) — балерина, хореограф, руководитель и педагог балетной труппы ушла из жизни 8 марта 2001 года в возрасте 102 лет.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК