ИСТОЧНИК
Джером Роббинс (родился 11 октября 1918 года в Нью-Йорке) был младшим из двух детей Натана Рабиновича, эмигрировавшего в Америку из Польши в 1904 году и его жены Лены Рипс. Рабинович сначала был владельцем магазина деликатесов в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена, но в 1920-х годах он перевез семью в Джерси-Сити, а затем в Вихокен, штат Нью-Джерси, где он и шурин основали компанию Comfort Corset Company. Молодой Джером, рано проявивший способности к музыке, танцам и театральному искусству, посещал школы в Вихокене и окончил среднюю школу Вудро Вильсона в 1935 году. Намереваясь изучать химию или журналистику, он поступил в Нью-Йоркский университет осенью 1935 года; но великая депрессия обострилась в 1936 году и его семья больше не могла оплачивать его образование — особенно с учетом того, что он, по его собственным словам, провалил два экзамена (математики и французского) из пяти. Не желая работать на фабрике корсетов, он пытался найти работу в каком-нибудь шоу-бизнесе и через свою сестру Соню, которая уже профессионально танцевала с Ирмой Дункан и танцевальным центром Глюка Шандора, он получил место в его труппе.
Глюк Шандор был разносторонен как хореограф — балет, увлечение современным танцем, бурлеск и водевиль — его выразительный театральный стиль привлекал Роббинса с самого начала. Но молодой танцор, который, как и другие члены его семьи, взял фамилию Роббинс для работы в театре, также учился балету у Эллы Дагановой и в 1937 году появился в постановке еврейского художественного театра «Братья Ашкенази» под руководством Мориса Шварца в главной роли, для которой Шандор поставил хореографию. Летом 1937 года Роббинс начал танцевать и ставить хореографию в Тамимент, курорте прогрессивных движений в горах Поконо в Пенсильвании, где выступала местная певчая, актерская и танцевальная труппа, а по выходным — ревю с участием новых талантов, таких как Дэнни Кэй, Имоджин Кока и Кэрол Ченнинг. Его работы этого периода состояли не только из пародийных скетчей с затемнением, но и драматических работ с сильным социальным содержанием, таких как «Смерть лоялиста» или «Странный плод. Он начал завоевывать аудиторию.
Роббинс провел три сезона в Тамимент, играл небольшие роли в балетных постановках в Джонс-Бич, на Всемирной выставке в Нью-Йорке и в других местах, а вскоре он нашел работу в бродвейских постановках «Великая леди» (1938), «Звезды в твоих глазах» (1939) и «Держись подальше от травы» (1940) в постановке Джорджа Баланчина. Летом 1940 года его приняли в недавно созданный Театр балета, где он вскоре перешел от кордебалета к сольным ролям, демонстрируя ту напряженную плавность, с которой он компенсировал отсутствие героической классической техники: молодой человек в «Три девы и дьявол» Агнес Де Милль, Гермес, жующий яблоки в «Елене Троянской», и — роль, сделавшая его знаменитым — трагическая марионетка в «Петрушке».
Он горел желанием самому поставить балет для труппы, желательно на американскую тему, под американскую музыку; но все его идеи были слишком грандиозными, чтобы их могла принять во внимание вечно ограниченная в финансах компания. Воодушевленный «мелкими мыслями», он придумал балет о трех моряках, отдыхающих на берегу в Нью-Йорке. Для написания партитуры он обратился к услугам молодого неизвестного композитора по имени Леонард Бернстайн, а Оливер Смит из балетного театра согласился оформить декорации. 18 апреля 1944 года состоялась премьера «Fancy Free» и в декабре того же года музыкальная комедия «В городе» успех которых открыл ему двери на Бродвей. С этого момента и до самой его смерти, более чем пятьдесят лет спустя, Роббинсу было обеспечено первенство на Бродвее и в балете; но он не просто достиг вершины в своих двух сферах влияния. Он изменил каждый из своих миров изнутри.
На Бродвее он быстро зарекомендовал себя как хореограф того времени. Шоу Роббинса — когда он начал направлять, а также создавать для них идеи и танцы, они действительно были шоу Роббинса — имели или стремились иметь историю, персонажей, окончание.
Мюзикл «Малышка на миллиард» (1946 — с книгой и стихами Комдена и Грина и музыкой Мортона Гулда) вращался вокруг купающейся красавицы, которая периодически выходила замуж за деньги; «Высокие туфли на пуговицах» 1947 года (его первое сотрудничество с композитором Джулем Стайном) — это ностальгическая игра, действие которой происходило в Нью-Джерси в 1913 году с участием балета Keystone Kops. А фильм 1948 года «Смотри, мама, я танцую» (который он вместе с Джорджем Эбботом поставил и за который он получил всеобщее признание) был автобиографической закулисной историей столкновения супер амбициозного танцора и хореографа с наследницей пивоварни, поддерживающая его балетную труппу; его изменившийся характер отражен в двух балетах, которые он создает: первый — дерзкое, чрезмерно сложное выражение юношеского высокомерия, второй — более тонкий, более вдумчивый и человечный.
Но наряду со взлетами, были падения. Один из редких провалов Роббинса, шоу под названием «Это билет» (1948), которым Роббинс руководил, но не ставил хореографию. Чрезмерно причудливая путаница, она закрылась в Филадельфии через десять дней. Но в этот момент Роббинс карьерно изменил свою жизнь.
В Театре балета он последовал примеру Fancy Free с серией танцев, в которых классическая лексика объединилась с современными предметами: среди них бибоп-балет Interplay (1945) и Факсимиле (1946), тревожное исследование любовного треугольника с новой партитурой Бернштейна. Но в 1949 году он покинул Театр балета, чтобы присоединиться к новому Нью-Йоркскому балету Джорджа Баланчина, где его почти сразу назвали заместителем художественного руководителя. Он танцевал множество драматических ролей для Баланчина, в том числе «Блудного сына», Тиля Уленшпигеля и в главной роли против гламурного Танакиля Ле Клерка в «Бурре Фантаск», прежде чем уйти из балета в середине 1950-х годов; но он оставил свой след как хореограф. Такие балеты, как «Гости» (1949, партитура Марка Блицштейна), «Эпоха тревоги» (1950, Бернштейна) и устрашающая басня «Клетка» (1951, по Стравинскому) продемонстрировала его драматическое чутье, его американскую дерзость и энергию, а также его тягу к современной музыке. А его связь с Баланчиным дала ему уверенность и чувство родства, которые питали его гений.
Роббинс продолжал работать на Бродвее в качестве хореографа шоу Ирвинга Берлина: «Мисс Либерти» (1949) и «Зовите меня, мадам» (1950), «Король и я» Роджерса и Хаммерштейна (1951) и «Компания двух» (1952) ревю с участием Бетт Дэвис. Но в 1953 году он ошеломил театральное сообщество, если не весь мир, появившись перед Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности, где он признался, что является членом Коммунистической партии с 1930-х годов и назвал восемь человек, которые, по его словам, также были его членами.
Его показания были осуждены многими (в том числе некоторыми членами его семьи), для которых коммунизм был всего в нескольких шагах от нацизма, но Роббинс отказался оправдываться или объяснять себя помимо своего публичного заявления о том, что он «совершил большую ошибку… вступив в Коммунистическую партию».
По иронии судьбы его карьера, казалось, приобрела дополнительный блеск в это неспокойное время. Вместе с Этель Мерман и Мэри Мартин он организовал для телевидения шоу, посвященное 50-летию Форда (1953); стал со-режиссер «Пижамной игры» (1954) на Бродвее; задумал и поставил «Питера Пэна» (1954) с Мэри Мартин в главной роли; поставил оперу Аарона Копленда «Нежная земля» (1954); поставил киноверсию «Короля и я» (1956). Также в New York City Ballet он создал два шедевра — лирический «Полдень фавна» (1953) и веселую постановку «Концерт» (1956).
В 1957 году он снова объединился с Леонардом Бернстайном над мюзиклом, который он обсуждал с ним и драматургом Артуром Лоренсом в течение нескольких лет: «Вестсайдская история», пересказ Ромео и Джульетты, действие которого происходит на фоне войны банд в пуэрториканском гетто Нью-Йорка. «Вестсайдская история», возможно, был первым «концептуальным мюзиклом»; это сломало стереотипы бродвейского шоу, а также создало репутацию Роббинса как перфекциониста и надсмотрщика — репутация, которая стала одним из факторов его увольнения с поста режиссера киноверсии 1961 года. Тем не менее, он получил премию «Оскар» за свою режиссуру — разделив «Оскар» с другим режиссером Робертом Уайзом, а также за хореографию.
После постановки «Вестсайдской истории» он на время покинул New York City Ballet и основал собственную труппу Ballets: USA, чтобы выступить на Фестивале двух миров в Сполето, Италия. Для него он сделал взрывоопасный «Экспорт из Нью-Йорка: Opus Jazz» (1958), балет без музыки «Moves» (1959) и другие работы; труппа много гастролировала по Европе, но, несмотря на восторженные отзывы и даже выступление в Белом доме Кеннеди, не смогла найти постоянной публики в Соединенных Штатах и была распущена в 1961 году. Тем временем Роббинс также поставил идеальный закулисный мюзикл, Gypsy (1959) с Этель Мерман, а теперь он начал развиваться в не мюзикл. В 1962 году он поставил едкую комедию «О, папа, бедный папа».
За этим последовали два бродвейских хита — «Забавное дело, случившееся на пути к форуму» и «Веселая девушка» (1964), которые он сначала согласился ставить, затем отказался, но когда казалось бы постановкам грозил полный провал он снова согласился и радикально изменил оба этих мюзикла, сделав их хитами.
Воплотив грандиозную постановку «Свадьбы» Стравинского (1965) для Американского театра балета, он решил взять перерыв. Бродвей двигался в сторону таких рок-зрелищ, как «Волосы» и «Иисус Христос», «Суперзвезда», и Роббинс не хотел двигаться вместе с ними. С помощью гранта 1966 года от Национального фонда гуманитарных наук он основал Американскую театральную лабораторию для изучения экспериментальных музыкально-театральных техник, от танца до драмы. Где с небольшой специально подобранной труппой занимался в течение двух лет.
По-видимому, получив новый импульс от этой работы, он вновь появился в Городском балете с «Танцами на собрании» (1969), острым и игривым праздником молодости и любви, который был провозглашен шедевром. Затем последовал плодотворный творческий период, когда Роббинс создал такие совершенно разные работы, как «Залитые лунным светом», «Ночью» (1970), Вариации Гольдберга (1971) и «Водяная мельница» (1972). Кроме того, он сотрудничал с Баланчиным, с которым он теперь разделил титул балетмейстера, над танцами для Жар-птицы (1970) и Пульчинеллы (1972) — демонстрация коллегиальности и взаимного уважения, которые всегда отличали их отношения.
Роббинс больше никогда не покидал City Ballet, за исключением отпуска в 1989 году и набегов в театр на мастер-классы по адаптации Брехта «Исключение и правило» (1987) и «Поппа» (1991), а также триумфальной постановки спектакля «Бродвей Джерома Роббинса» (1989), за которое он получил свою пятую премию «Тони».
Работы Роббинса были очень разносторонними, от чувственного и джазового лиризма In G Major (1975) и оперной пиротехники Four Seasons (1979) до остроумного Opus 19: The Dreamer (1979) и элегия «Памяти…» (1985). Он все еще экспериментировал с современной музыкой, с балетами Филиппа Гласса (Glass Pieces, 1983) и Стива Райха (Octet, 1985), но именно Бах говорил с ним наиболее отчетливо в его последнее десятилетие, когда он делал Сюиту Танцев (1994) для Михаила Барышникова на сюиты Баха для виолончели без аккомпанемента; обманчиво простые двух- и трехактные постановки (1994) для студентов Школы американского балета и буйный Бранденбург (1997) для City Ballet.
К тому времени у него уже было подорвано здоровье после велосипедной аварии в 1990 году и операции на сердечном клапане в 1994 году; в 1996 году у него появились признаки болезни Паркинсона и проблемы со слухом. Тем не менее, он настоял на постановке «Свадебки» для городского балета (1998). Это было последнее, что он сделал; два месяца спустя он перенес обширный инсульт и умер в своем доме в Нью-Йорке 29 июля 1998 года.
За свою жизнь Джером Роббинс был удостоен звания кавалера Французского Почетного легиона и получил 5 премий Дональдсона, 5 премий «Тони», 2 премии «Оскар», 1 премию «Эмми», почетные звания Кеннеди-центра и множество других призов. Вечером, в день его смерти, огни Бродвея были притушены в знак признательности за более чем шестьдесят лет работы великого хореографа и режиссера.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК