Великие гранды киноискусства на камеру обычно не слишком лицеприятно отзываются о съемках рекламы. Ещё бы – ведь в сравнении с шедеврами кино она выглядит чем-то вроде низкого «ширпотреба». Однако деньги есть деньги, а в рекламном бизнесе они немалые! И потому даже самые маститые режиссеры не брезгуют заниматься этим жанром – особенно в свете того, что кое-кто из нынешних «оскароносцев» начинал свой путь к признанию именно в нем.
Ридли Скотт
Один из величайших режиссеров и продюсеров планеты, британец Ридли Скотт, стал знаменитым уже после выхода своего второго по счету фильма – «Чужого». После чего буквально каждое его последующее произведение становилось блокбастером – от «Гладиатора» до ныне бьющего рекорды «Марсианина». В то же время многократный обладатель «Оскаров» и «Золотых глобусов» никогда не скрывал своего интереса к коммерческим роликам, уже первый из которых, в далеком 1984 году прославлявший «дедушку» современных компьютеров, Macintosh, признается лучшей рекламой 1980-х. В то время $600 тыс. за минутный ролик было баснословной суммой – но рекламодатели, доверившие Скотту работу, явно не прогадали. Да и сам мэтр никогда не чурался съемок коммерческих видео, за три десятка лет успев не только отснять их более 120, но и стать (вполне заслуженно) главой международной Ассоциации рекламопроизводителей.
Майкл Бэй
Ничуть не уступающий в режиссерской славе Скотту старшему, калифорниец Майкл Бэй известен не только «Армагеддоном», «Трансформерами» и «Перл Харбором». В те же 1990-е молодой американец активно участвовал в создании видеоклипов и роликов для масштабных рекламных компаний. Самым известным проектом Бэя оказалась коммерческая видео-серия о коровьем молоке, заказанная режиссеру американской ассоциацией его производителей. При этом первоначально рекламное агентство, нанявшее Майкла, провело целое рыночное исследование. Результатом его оказался, в общем-то, общеизвестный факт – любители этого продукта редко пьют молоко просто так, а стараются запивать им булочки или печенье. При этом ощущая дискомфорт, когда откушенный кусок бисквита или кекса уже во рту, а молоко все еще находится в стакане.
Бэй выстроил вокруг этого понимания целый короткометражный фильм, главный герой которого, работник музея истории, неожиданно оказывается случайно выбранным участником викторины, имеющим возможность получить главный приз. И надо же случиться так, что вопрос оказался посвященным именно истории (которую наш герой по роду работы знал великолепно), но ответ в отведенное время дать не получилось – поскольку рот смотрителя музея оказался занят бутербродом, а молоко в пакете закончилось. Ролик настолько полюбился всей Америке, что спустя 8 лет вернулся на экраны вновь.
Дэвид Финчер
Режиссер «Социальной сети», «Бойцовского клуба» и «Девушки с татуировкой дракона» до того, как стать знаменитым, также подвизался на рекламной ниве – и очень даже успешно. Причем начинал Финчер не с коммерческой, а с социальной рекламы – и первый же ролик, посвященный онкологическим проблемам, запомнился всей Америке (Дэвид обыграл ситуацию с курящим в утробе еще не рожденным ребенком). Дебют привлек к нему рекламодателей совершенно другого уровня, и вскоре Финчер стал снимать ролики для грандов мировой промышленности и самых дорогих брендов планеты – от Levi’s и Zara до Nike и Coca-Cola. Последней его работой была серия рекламных видео для Gap – как раз перед выходом на экраны «Исчезнувшей».
Дэвид Линч
Американский «динозавр» Дэвид Линч в последнее десятилетие не радовал поклонников своего кинотворчества выдающимися работами. Собственно говоря, после грандиозного успеха «Твин Пикса» ему вообще ни разу не удавалось достичь таких кинематографических высот (исключением можно считать разве что «Внутреннюю империю»). Однако на рекламном поприще Дэвид по-прежнему плодотворен – и за последние 35 лет перерывов в съемках рекламы не делал. Последним коммерческим шедевром Линча стал ролик, посвященный продукции Christian Louboutin – на этот раз лаку для ногтей. До этого же Дэвид снимал буквально что угодно. В копилке его рекламных работ – короткие, на несколько секунд клипы о тестах на беременность, макаронах или сигаретах и полноценные короткометражки длительностью в четверть часа о косметике Dior. Авторству плодовитого режиссера принадлежат и вовсе уникальные ролики социальной направленности – о борьбе с крысами и экологической чистоте Нью-Йорка.
Гай Ричи
Как кинорежиссер, бывший муж Луизы-Вероники Чикконе (известной всем как Мадонна) пока не сыскал лавров Ридли Скотта или Майкла Бэя. Да и «Золотых глобусов» с «Оскарами» пока не предвидится. Зато среди режиссеров успешных коммерческих роликов он занимает самые престижные места. А началось все с награды в Каннах — за 3-х минутку о безвестном мальчишке, невероятный гол которого зажег ему «зеленый свет» не куда-нибудь, а в сам английский «Арсенал». Ролик был заказан фирмой Nike – и обошелся весьма недешево из-за участия в нем целого сонма великих футболистов.
С тех пор практически во всех работах Гая Ричи присутствуют звезды первой величины из самых разных сфер жизни – но, несмотря на потребность в огромных тратах на подобную рекламу, гранды мирового производства автомобилей, одежды, алкоголя и прочих, самых различных товаров выстраиваются к «гению рекламы» в очередь. Среди последних работ режиссера стоит отметить ролики для BMW, Haig Club и H&M, сам Гай утверждает, что обожает заниматься этим бизнесом, а в главных ролях у Ричи частенько мелькают как бывшая супруга, так и личный друг Дэвид Бэкхем.
Тони Скотт
Находящийся в тени своего знаменитого брата Ридли, Тони Скотт наиболее известен разве что блокбастером «Лучший стрелок», в котором снялся Том Круз (кстати, контракт на который ему предложили под впечатлением от успеха именно рекламного ролика, снятого для шведского автогиганта Saab). Но вот в рекламе он величина, полностью равная Скотту старшему. Кроме того, Дэвид Линч не единственный, практикующий участие в коммерческом видео почти исключительно звезд – Тони Скотт в этом ему как минимум не уступает. И если первый предпочитает привлекать музыкантов и спортсменов, второй «специализируется» исключительно на актерах.
За долгую карьеру режиссера рекламных клипов Тони снял почти две сотни роликов – для банков и лидеров авторынка, сетевых магазинов одежды и производителей косметики. И актерскому составу участников роликов мог бы позавидовать не один фильм – в них засветились Марлон Брандо и Энтони Хопкинс, Джеймс Браун и Гарри Олдман, Клайв Оуэн и Майкл Паре.
Зак Снайдер
Говорят, что настоящий талант ощущается во всем – и к Заку Снайдеру это относится в полной мере. Режиссер, снявший «300 спартанцев», не менее знаменит и рекламными шедеврами – не раз оценивавшиеся высшими наградами на соответствующем фестивале в Каннах. «Кто, если не я?» — любит в шутку повторять Зак, и с ним согласны владельцы крупнейших концернов мира. Промо-ролики Снайдеру заказывали почти все автомобильные гиганты – Toyota, VW, Audi, BMW, а также производители виски, вина и пива. Интересно, что одна из работ Зака, а именно по рекламе пива «EB», показывалась в кинотеатрах «на разогреве» перед кинофильмами, поскольку телевидение ее запретило. Причиной оказался чересчур уж эпатажный сюжет, в котором пьющие пенный напиток армейские генералы набрались так, что начали напяливать на себя женскую одежду, целоваться и пародировать Гитлера. В то же время ассоциация изготовителей рекламы Великобритании присвоило ролику награду, которой режиссер гордится и поныне, вот уже 17 лет.
Мишель Гондри
Прославившийся культовым фильмом «Вечное сияние чистого разума», коренной парижанин Мишель Гондри однажды имел неосторожность назвать рекламу – злом. Журналисты «Guardian» тонко высмеяли это высказывание фанцузского режиссера, поскольку именно рекламный ролик Мишеля Гондри, посвященный джинсам «Levi’s», стал самой знаменитой в его жизни работой, попав даже в книгу рекордов Гиннеса за гигантское число собранных наград.
Собственно, все коммерческие работы Мишеля также сделаны на самом высоком профессиональном уровне – напоминая скорее полноценные фильмы, чем короткие сюжеты клипов. Из наиболее известных – о кофемашинах «Nespresso», рекламируемых Джорджем Клуни, а также еще один промо-ролик, созданный о той же, самой знаменитой марке джинсов Америки. Забавно, что по сюжету в нем русалками был спасен не американский, а русский моряк, а саундтрек, записанный для этой рекламной работы, в музыкальных чартах Англии и Шотландии находился в топе несколько недель.
Спайк Джонс
Прославившийся фильмами о Джоне Малковиче и «Адаптацией», Спайк Джонс попал в список режиссеров с мировым именем практически случайно. Мятежный дух американца с самой юности бросал его то в занятия фотографией, то в журналистику, то в экстремальные виды спорта. И, даже став актером, Спайк начал подумывать о режиссерских работах не в классическом, а в рекламном кинематографе. И получалось это у него настолько великолепно, что американская Гильдия режиссеров в 2005-м наградила Джонса за успехи именно на этом поприще.
Сюжеты, созданные Спайком, поражали своим разнообразием и вызывали как смех (в юмористическом ролике о вещах из супермаркетов IKEA), так и сострадание (в работе о старой, выставленной на улице под дождь настольной лампе, тоскливо глядящей на освещенные окна своих бывших владельцев).
Тимур Бекмамбетов
Единственный в списке российский сценарист и кинорежиссер Тимур Бекмамбетов – уникален. Начинал он как клипмейкер, а серия рекламных роликов о банке «Империал», созданная в начале 90-х, по качеству и задумке исполнения на десятилетие опережала уровень российской рекламной индустрии того времени. Фразы из роликов Бекмамбетова становились крылатыми и повторялись даже детьми на улицах – вроде «Танки грязи не боятся» или суворовское «До первой звезды нельзя».
Ныне Тимур широко известен даже в Голливуде, где режиссерское мастерство дилогии «Параграф 78» в свое время оценили даже Спилберг, Бэй и Гибсон. И – продолжает снимать рекламу, привозя ее в том числе и в Канны и получая очередные призы.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК