Мифы об ораторском мастерстве

ИСТОЧНИК

Талант не нужен: 4 заблуждения плохих ораторо

Тренер по ораторскому мастерству Анетт Грант развенчивает популярные мифы об искусстве выступлений

Фото: ted.com

Многие заблуждения, которым вы неосознанно следуете, не причиняют вам никакого реального вреда. Ваша ошибочная убежденность в том, что Великая китайская стена видна из космоса, не поставит под угрозу ваш профессиональный успех, не говоря уже о вашем выживании.

Тем не менее, у всех нас гораздо больше ложных убеждений, чем мы думаем. Все это благодаря тому явлению, которое один ученый, изучающий мозг, назвал «беглой обработкой»: наш ум более восприимчив к информации, которую легче обрабатывать.

Одна из областей, где это может нанести реальный ущерб, — публичные выступления. Существует несколько мифов и заблуждений, которые могут подорвать вашу способность хорошо выступать. Вот четыре самых распространенных.

Миф №1: Все зависит от личности

Возможно, динамичным личностям и легче стать великими ораторами, но одной харизмой тут не обойтись. И если вы считаете себя явным интровертом или довольно скучной личностью, это не означает, что вы ужасный спикер. Это лишь означает, что вам нужно работать над собой. Выступление — один из тех навыков, где талант помогает, но практика помогает больше.

Когда-то у меня был клиент, чей сын стал профессиональным гольфистом в 24 года. Когда я спросила, как ему это удалось, клиент рассказал, что когда сын учился в начальной школе, тренер заметил его талант и захотел поработать с ним. Позже, как в средней школе, так и в колледже, он продолжал работать с тренерами, которые помогли ему стать еще лучше. Да, у него были природные способности. Но он никогда бы не стал профессионалом без тяжелой работы и экспертного руководства. То же самое касается практически любого специализированного навыка.

Хотя у некоторых людей больше естественных способностей к публичным выступлениям, чем у других, никто не может стать великим оратором исключительно благодаря таланту или харизме. Это требует постоянной практики и усилий.

Миф №2: Нужно зазубрить самые важные части выступления

Многие думают, что выступали бы намного лучше, будь у них больше времени для подготовки текста или по крайней мере для того, чтобы запомнить ключевые моменты выступления. Но это не так.

Если вы не профессиональный актер, то заучивание текста приведет к тому, что ваша речь будет звучать плоско. Вместо этого лучше ориентироваться на спонтанное выступление с опорой на некую простую структуру. У вас в голове должны быть примерные наброски того, что вы собираетесь сказать, но не дословный текст. Лучшие ораторы могут говорить спонтанно, оставаясь в рамках запланированной структуры. Чтобы преуспеть в этом, сначала нужно отказаться от мысли, что вы должны все помнить.

Миф №3: Лучший способ наладить контакт — это эмоции

Невозможно постоянно подпитывать презентации эмоциями. И хорошим ораторам не нужно вдохновение. Они великолепны, потому что серьезно относятся к подготовке и продумывают каждый аспект речи.

Когда я была режиссером театра, актеры часто говорили мне на репетиции: «Не волнуйтесь, я по-настоящему включусь, когда буду выступать перед аудиторией». Но поверьте мне — за семь лет работы с актерами я ни разу не видела на сцене ничего, чего бы не видела на репетиции. Точно так же не стоит ожидать, что вы заведетесь, когда придет время говорить. Нужно практиковаться и осознанно подходить ко всему, что вы делаете. Спонтанность, энергия и эмоции — это здорово, но они никогда не должны служить оправданием для импровизации.

Миф №4: Нужно «читать» аудиторию

Несколько лет назад я работала с финансовым советником, которая каждую неделю представляла одну и ту же презентацию новой аудитории. Она пришла ко мне за помощью, потому что слушатели постоянно выставляли ей ужасные оценки за эти презентации. Она очень старалась прочитать реакцию аудитории и сделать все возможное, чтобы наладить взаимодействие, но ничего не помогало — она просто не могла достучаться до слушателей.

Я помогла ей понять, что нужно фокусироваться не на аудитории, а на себе. Нужно было посвятить всю свою энергию своим действиям, а не реакции аудитории. Шесть недель спустя я услышала от нее: «Анетт, я не могу в это поверить! У меня все десятки! «

Когда вы выступаете, не слишком задумывайтесь о том, как реагирует аудитория. Если вы пытаетесь сделать и сказать то, что, по вашему мнению, вызовет правильную ответную реакцию, вы обязательно потеряете ритм и провалитесь. Да, вы можете изменить линию поведения в зависимости от размера аудитории, но не нужно пытаться что-то менять на ходу из-за какой-то вспышки или эмоции, не нужно поддаваться настроению, которое встречаете среди слушателей. Вместо этого сосредоточьтесь на своем настрое и поведении, и ваша аудитория будет взаимодействовать с вами.

Эти четыре заблуждения действительно распространены, и зачастую именно они мешают эффективному выступлению больше, чем отсутствие таланта или подготовки. Так что в следующий раз, услышав какую-то расхожую фразу о том, что нужно, чтобы стать великим оратором, задумайтесь на секунду, действительно ли это разумный совет или просто клише.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК

ИСТОЧНИК

7 мифов и заблуждений, преследующих желающих обучаться ораторскому искусству

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, поток желающих обучиться ораторскому искусству в Киеве не иссякает. Если вдуматься, это естественно: конкуренция на рынке труда и внутри компаний растёт, а работодатель выбирает лучшего из лучших, выделяя и поддерживая сильнейших в команде. Так что умение внятно, ярко, убедительно донести до слушателей, коллег и руководства свою идею становится сегодня особенно востребованным конкурентным преимуществом.

В Киеве есть курсы, на которых можно научиться говорить так, чтобы быть услышанным. Выбор курсов и методов велик. Тем не менее, важно выбрать для себя оптимальный вариант, и при этом не попасть в плен мифов об обучении ораторскому искусству, которые неизбежно приведут к разочарованию:

  • Миф 1. Обучиться риторике можно быстро, за 1–2 занятия.

«За два часа вы научитесь…» — обещает реклама, перечисляя заманчивые перспективы. Да, научитесь, но очень немногому. Ораторское мастерство — сложный, комплексный навык, состоящий из множества отдельных умений, которые отрабатываются в ходе многократных тренировок. В ходе 2-3-часового занятия можно оценить атмосферу школы, методы преподавания, харизматичность преподавателя, но не более. Для настоящих сдвигов необходимо интенсивно работать в течение минимум 2, лучше — 4–6 дней.

  • Миф 2. Обучиться риторике можно на бесплатных пробных занятиях.

Многие школы риторики приглашают на пробные бесплатные занятия. Они, несомненно, полезны (см. Миф 1), но решают только ограниченный круг задач. В своё обучение и развитие придётся вложиться. Комфортное помещение, качественные раздаточные материалы и, главное, труд квалифицированных преподавателей — всё это стоит денег.

  • Миф 3. Есть много учебников по риторике, так что по книгам этим мастерством тоже можно овладеть вполне успешно.

«Прочитав эту книгу, вы научитесь…» — написано во вступительных статьях ко многим пособиям по риторике. Чтение специальной литературы — занятие в высшей степени полезное. Хорошая книга может дать массу полезных советов, а также вдохновить на учёбу, но знания плюс вдохновение не равны навыкам. Навыки вырабатываются в ходе практики.

  • Миф 4. Достаточно прослушать лекцию знаменитого оратора — и сам научишься говорить, как он.

Побывав на семинаре гуру ораторского мастерства, вы получите, возможно, массу удовольствия. Наблюдать за мастерами слова полезно, особенно, если у вас уже есть специальные знания, и вы на ходу отмечаете удачные приёмы и техники. Но, сидя в зрительном зале, впитывая новую информацию, вы при этом ничему не обучаетесь. Обязательно узнайте: сколько раз в течение занятия выступите вы сами? Ваши личные достижения становятся заметны, в среднем, после 7-го упражнения-выступления.

  • Миф 5. Актёрское мастерство и мастерство оратора — одно и то же.

Вовсе нет! Актёрское мастерство украшает оратора, оживляет его выступление, делает его более запоминающимся, но оратору необходимы и другие навыки, в арсенал актёра не входящие.

Многие школы приглашают актёров в качестве преподавателей. Занятия там обычно проходят очень живо и весело. Ещё бы, ведь из своего богатейшего театрального опыта наставник выбирает самые яркие упражнения! Порой только и он, и его ученики забывают: чтобы не просто повеселиться, но и получить прочные навыки, студенты театральных мастерских и вузов проделывают их ежедневно в течение нескольких лет. Сделанные раз-другой, они пользы не принесут. Так что при выборе курсов стоит обращать внимание не только на актёрский талант и обаяние тренера, но и на методику занятий.

  • Миф 6. Лучше всего заниматься риторикой один на один с преподавателем.

«Возьму индивидуальные уроки у мастера и всему научусь». На индивидуальных занятиях можно отработать отдельные навыки, но мастер не заменит вам живой аудитории, перед которой необходимо упражняться, чтобы достичь прогресса. Даже топ-менеджеры крупных компаний всегда занимаются риторикой в группах.

  • Миф 7. У меня врождённый страх сцены — я никогда не смогу выступать.

Вы не одиноки: страх публичных выступлений знаком 95% наших современников. Многие его преодолели — сможете и вы. Есть приёмы управления своим состоянием, которые можно освоить. И есть два главных секрета успешных ораторов: подготовка и практика. Умение готовиться к выступлению, управлять своим состоянием в сочетании с насыщенной практикой обязательно дадут результат!

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК