Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично

ИСТОЧНИК

алог успешного публичного выступления кроется в двух факторах — науке о вещах (или знании) и науке о речах. «Трудности красноречия объясняются тем, что красноречие рождается из очень многих знаний и стараний», утверждал Цицерон. Он верил, что осведомленность в философии, истории, законах и других областях знаний важны для любого оратора. Чтобы стать хорошим спикером, регулярно пополняйте свои знания в самых разных сферах жизни.

Второй фактор успеха оратора — подготовка и подача речи. Цицерон говорил: «Оратор должен понимать три вещи: что сказать, где сказать и как сказать». Иными словами, важно заранее изучить аудиторию, изучить ее запрос, понять ее знания по теме и отношение к этому вопросу. 

Как подготовить речь?   

  • расположите мысли по порядку;
  • продумайте вступление к речи, чтобы привлечь аудиторию, возбудить ее внимание и подготовить к своим поучениям;
  • обоснуйте и докажите свою позицию, а также опровергнете противную, приводя разные аргументы;
  • завершите речь воспламеняющим или успокаивающим заключением.

Как запомнить речь для публичного выступления?

Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате. Для того, что воспроизвести эту информацию, достаточно будет вспомнить эту комнату.

Как произнести речь? 10 риторических приемов 

Риторические приемы — это методы, которые оратор использует во время своего выступления для влияния на аудиторию. Они делают речь спикера более убедительной и вызывают у слушателей эмоциональный отклик. Цицерон восторгался Квинтом Росцием и другими древнеримскими актерами. Оратор и сам прекрасно владел актерским мастерством, поэтому во время выступлений обращал внимание на жесты, громкость и тон голоса, мимику лица. 

  • Игра голосом

Если на кардиомониторе врач видит прямую линию, он констатирует смерть пациента. Если речь оратора можно изобразить в виде прямой линии без взлетов и падений, если он не играет своим голосом, не меняет громкость, скорость подачи, интонации, не добавляет паузы, то он как оратор умер. И как коммуникатор тоже.

Цицерон говорил: «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности». Со времен Цицерона ничего не поменялось. Не верите? Включите радио и проследите за игрой голоса ведущего.

  • Смена тона и стиля речи для эмоционального отклика

По Цицерону, неожиданная смена пафосного тона на простоту изложения, а серьезной подачи — на шутку, важны для воздействия на эмоции людей. В наше время смена подачи в изложении все также важна и часто используется в публичных выступлениях. Вспомните, как на первой презентации iPhone Стив Джобс неожиданно позвонил в Старбакс и заказал четыре тысячи латте на вынос, потом сказав, что это шутка. А как он эффектно достал ультратонкий MacBook Air из стандартного конверта для документов на презентации в январе 2008 года? Это примеры успешного использования данного приема.

  • Жесты и движения

 Помните, что жесты-паразиты или неконгруэнтные (не соответствующие спикеру, тексту, скорости речи) движения могут испортить впечатление даже о самом опытном ораторе. А соблюдение баланса между перемещением по сцене и пребыванием на месте, приближением к аудитории и возвращением к исходной точке — важный элемент управления энергетикой выступления. 

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать изредка и ненамного.

ЦИЦЕРОН

  • Сильные аргументы в начале и в конце речи

Цицерон понимал, что начинать и завершать свою аргументацию надо самыми сильными доводами. В начале они заставляют прислушаться к речи, в конце — усилить влияние сказанного. А сейчас мы знаем о так называемом эффекте края. Этот феномен доказывает, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце речи. Значит, в этих частях нужно размещать самые сильные моменты, которые должна запомнить аудитория.

  • Искренность

Проявляя искренность, мы предрасполагаем к себе аудиторию. Проверенный прием — начать речь с фразы: «Я очень волнуюсь, так как хочу, чтобы вы прониклись этой темой также как и я». Так вы сразу расположите к себе аудиторию.  

Движущая сила исполнения — душа.

ЦИЦЕРОН

  • Повторы и сравнения для усиления эмоционального напряжения

В знаменитой обвинительной речи против Катилины римский оратор говорил: «О времена! О нравы! Все понимает сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует! Живет?» Обратите внимание, сколько повторов в первых же фразах. И сейчас повторы часто используются в выступлениях и рекламе. К примеру, слоган из рекламного ролика: «Майский чай — любимый чай!». Либо повторяющаяся фраза из знаменитой стэнфордской речи Стива Джобса: «Будьте голодными! Будьте безрассудными!»

  • Сравнения и метафоры

Использование этих средств художественной выразительности делают речь красивой и образной, но в то же время понятной. Вспомните, как Рузвельт убедил Сенат осенью 1940 года вмешаться в войну за океаном: «Если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся твой дом». Тренируйтесь: ваши метафоры могут стать магнитом для внимания аудитории.

  • Амплификация

Среди риторических приемов Цицерон выделял амплификацию, которую называл «мощной аргументацией». Это преувеличение через накопление слов и мыслей в целях усиления эмоциональности высказывания. При правильном использовании приема, вы сможете привлечь внимание сказанному и сделаете текст убедительным.

Ярким примером амплификации является фрагмент из речи против Гая Верреса: «Я утвер­ждаю, что во всей Сици­лии, столь бога­той, столь древ­ней про­вин­ции, в кото­рой так мно­го горо­дов, так мно­го бога­тых домов, не было ни одной сереб­ря­ной, ни одной коринф­ской или делос­ской вазы, ни одно­го дра­го­цен­но­го кам­ня или жем­чу­жи­ны, ни одно­го пред­ме­та из золота или из сло­но­вой кости, ни одно­го изо­бра­же­ния из брон­зы, из мра­мо­ра или из сло­но­вой кости, не было ни одной писан­ной крас­ка­ми или тка­ной кар­ти­ны, кото­рых бы он не разыс­кал, не рас­смот­рел и, если они ему понра­ви­лись, не забрал себе».

  • Переход от частного к общему

Этот прием идеально подходит, чтобы ответить обобщенно на частный вопрос. Например, вас спрашивают: «Изменяли ли вы своему партнеру?» А вы в ответ высказываете общие мысли о любви и верности. Или политику задают вопрос , что он сделал для конкретного района, — а тот рассказывает, что сделано для города в целом. Прием от частного к общему идеально работает и как метод импровизации. Допустим, вас просят выступить на тему самопрезентации, а вы говорите о нетворкинге вообще и о месте самопрезентации в нем в частности.

  • Краткость

Знаете о «кошельке Миллера» или «магическом числе 7 ± 2»? Это своеобразная закономерность, которую вывел американский психолог Джордж Миллер. В ходе исследований он пришел к выводу, что кратковременная память человека может удерживать в среднем 7 элементов, плюс-минус 2. Поэтому 5–9 слов — это идеальная длина предложений в устной речи и, конечно же, в вашем выступлении. 

Краткость — лучшая рекомендация как для речи сенатора, так и оратора.

ЦИЦЕРОН

Быть кратким позволяет вопрос: «Работает ли это на мою цель или нет?» Задавайте его себе каждый раз, когда хотите добавить в свою речь какой-то дополнительный текст, интересный факт, историю, пример.


 «Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным», — говорил Цицерон.Поэтому репетируйте свою речь, проверяйте её на лояльной аудитории, чтобы добиться того эффекта, который необходим именно вам.