Родился 7 мая (24 апреля) 1903 года в Казани, в семье агронома. Писал стихи с 7 лет.
Учась в сельской школе в Уржумском уезде Вятской губернии, с третьего класса издавал рукописный журнал, где размещал и свои стихотворения.
После окончания школы учился в Уржумском реальном училище. В 1920 году приехал в Москву, поступил в университет, сразу на два факультета. Но вскоре перебрался в Петроград. В 1925 году окончил Петроградский педагогический институт им. Герцена, отделение литературы и языка общественно-экономического факультета.
Работал в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа (объединение государственных издательств СССР).
В 1926 году был призван на военную службу, служил в Ленинграде. Недолгая армейская служба сыграла важную роль в судьбе Заболоцкого: если прежде он считал, что пишет посредственные стихи, то именно в этот период, потрясённый казарменными порядками, он стал писать иначе – обрёл свой уникальный поэтический голос.
Вскоре познакомился с поэтами Д. Хармсом и А. Введенским. Была организована группа «Левый фланг», более известная под другим названием – ОБЭРИУ.
Н. Заболоцкий – автор двух разделов манифеста ОБЭРИУ – «О поэзии» и «Об общественном лице».
Заболоцкий не разделял увлечений своих коллег. Демонстративные, шутовские выходки ОБЭРИУтов были не в его натуре. Себя он видел поэтом «голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя».
Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы» признан не только вершиной творчества поэта, но и лучшим из созданного ОБЭРИУтами.
Гротескное живописание нэповских реалий. Книга о советском мещанстве.
«Столбцы» – это и по названию как будто не совсем стихи, а просто строки, записанные в столбик. Это очень внятная поэзия, созданная в ключе традиций русской поэзии.
Сильный художественный эффект «Столбцов» возникает на стыке формы (классический для русской традиции четырёхстопный ямб) и содержания: приземлённый быт в карикатурном, гротесковом изображении. Яркие сравнения, выпукло, узнаваемо. Цикл наполнен иронией, образы алогичны, метафоры неожиданны. Сам Заболоцкий писал, что сборник «Столбцы» поднял в литературе «порядочный скандал».
Довольно скоро Николай Заболоцкий вышел из кружка ОБЭРИУ.
Увлекся идеями натурфилософии (философия природы). Он верил в человека как в высшее творение природы, и её талантливый преобразователь. Поддерживались идеи нового мира, где животные – на равных с людьми, подлинно братья. В Хлебников писал об этом: «Я вижу конские свободы и равноправие коров».
Природу необходимо преобразовать. Об этом – сказочная поэма Заболоцкого «Торжество земледелия» (1929–1930). Опубликована в журнале «Звезда» в 1933 году.
Бесконечное доверие оказывалось человеческому разуму, способному гармонично сосуществовать и трудиться с животными. В тексте поэмы соединялись серьёзные социальные и политические термины и просторечье, детский, наивный язык. Советская критика не могла принять этого произведения – ведь автор, похоже, издевался над идеями социализма. Критики обрушились на Заболоцкого с серьёзными обвинениями политического характера.
И тогда он ушёл в детскую литературу. Писал для журналов «Ёж» и «Чиж». Сделал пересказ для детей романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В 1937 году вышла «Вторая книга» поэзии Заболоцкого, также были опубликованы переводы Заболоцкого – поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, стихов Ф. Шиллера, И.В. Гёте и другие.
В 1938 году Н.А. Заболоцкий был обвинён по ложному доносу о создании контрреволюционной организации, арестован. Приговор – пять лет лагерей. Поэта пытали до состояния помрачения рассудка. Он сумел никого не оговорить и всегда твёрдо помнил, что невиновен.
Содержался в лагере на Дальнем Востоке. Поначалу попал на общие работы, где из-за условий жизни и труда выжить было нереально. Затем ему удалось получить должность чертёжника (он смог освоить эту профессию в считанные дни), что и спасло Н. Заболоцкому жизнь.
Со временем режим был ослаблен, позже Заболоцкий жил на поселении. В Москве он оказался лишь в 1946 году, уже по окончании войны.
Некоторые письма Заболоцкого из ГУЛАГа были опубликованы, также он написал книгу «История моего заключения» (1956). Но и в этих материалах он рассказал не много. Но и эти мемуары были опубликованы лишь в 80-е, сначала за рубежом на английском языке в 1981, в СССР – в 1986 году.
После возвращения к творчеству десять лет Заболоцкий преимущественно делал переводы. Было написано и несколько собственных стихотворений.
Поэтический стиль сильно изменился. Если поначалу ещё присутствовала яркая метафоричность, то постепенно стихи стали очень несложными по форме, при этом удивительно глубокими и грустными по содержанию: здесь размышления о человеке, нравственные, психологические вопросы.
В 1957 году вышла книга «Стихотворения».
На протяжении многих лет (и лагерь – не исключение, работа была закончена в ссылке в Караганде) Заболоцкий работал над переводом «Слова о полку Игореве». В 1951 году вышла теоретическая статья «К вопросу о ритмической структуре «Слова о полку Игореве». В ней речь шла не только о неизвестном нам авторе знаменитого «Слова…», но и о его предшественнике Бояне. Заболоцкий исследует специфику древнерусской поэзии в более общем смысле.
Скончался в 1958 году.
В 80-е годы И. Бродский сказал: «Вообще, Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт… Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше».
Стихотворения Николая Заболоцкого
***
Меркнут знаки Зодиака
Над просторами полей.
Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей.
Толстозадые русалки
Улетают прямо в небо,
Руки крепкие, как палки,
Груди круглые, как репа.
Ведьма, сев на треугольник,
Превращается в дымок.
С лешачихами покойник
Стройно пляшет кекуок.
Вслед за ними бледным хором
Ловят Муху колдуны,
И стоит над косогором
Неподвижный лик луны.
Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала,
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Леший вытащил бревешко
Из мохнатой бороды.
Из-за облака сирена
Ножку выставила вниз,
Людоед у джентльмена
Неприличное отгрыз.
Все смешалось в общем танце,
И летят во сне концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы.
Кандидат былых столетий,
Полководец новых лет,
Разум мой! Уродцы эти –
Только вымысел и бред.
Только вымысел, мечтанье,
Сонной мысли колыханье,
Безутешное страданье, –
То, чего на свете нет.
Высока земли обитель.
Поздно, поздно. Спать пора!
Разум, бедный мой воитель,
Ты заснул бы до утра.
Что сомненья? Что тревоги?
День прошел, и мы с тобой –
Полузвери, полубоги –
Засыпаем на пороге
Новой жизни молодой.
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землей луна висит.
Над землей большая плошка
Опрокинутой воды.
Спит растение Картошка.
Засыпай скорей и ты!
1929
***
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, –
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
1947
Поэт
Черен бор за этим старым домом,
Перед домом – поле да овсы.
В нежном небе серебристым комом
Облако невиданной красы.
По бокам туманно-лиловато,
Посредине грозно и светло, –
Медленно плывущее куда-то
Раненого лебедя крыло.
А внизу на стареньком балконе –
Юноша с седою головой,
Как портрет в старинном медальоне
Из цветов ромашки полевой.
Щурит он глаза свои косые,
Подмосковным солнышком согрет, –
Выкованный грозами России
Собеседник сердца и поэт.
А леса, как ночь, стоят за домом,
А овсы, как бешеные, прут…
То, что было раньше незнакомым,
Близким сердцу делается тут.
1953
Можжевеловый куст
Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
1957
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК