«Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт». 120 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого

ИСТОЧНИК

Родился 7 мая (24 апреля) 1903 года в Казани, в семье агронома. Писал стихи с 7 лет.

Учась в сельской школе в Уржумском уезде Вятской губернии, с третьего класса издавал рукописный журнал, где размещал и свои стихотворения.

После окончания школы учился в Уржумском реальном училище. В 1920 году приехал в Москву, поступил в университет, сразу на два факультета. Но вскоре перебрался в Петроград. В 1925 году окончил Петроградский педагогический институт им. Герцена, отделение литературы и языка общественно-экономического факультета.

Работал в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа (объединение государственных издательств СССР).

В 1926 году был призван на военную службу, служил в Ленинграде. Недолгая армейская служба сыграла важную роль в судьбе Заболоцкого: если прежде он считал, что пишет посредственные стихи, то именно в этот период, потрясённый казарменными порядками, он стал писать иначе – обрёл свой уникальный поэтический голос.

Вскоре познакомился с поэтами Д. Хармсом и А. Введенским. Была организована группа «Левый фланг», более известная под другим названием – ОБЭРИУ.

Н. Заболоцкий – автор двух разделов манифеста ОБЭРИУ – «О поэзии» и «Об общественном лице».

Заболоцкий не разделял увлечений своих коллег. Демонстративные, шутовские выходки ОБЭРИУтов были не в его натуре. Себя он видел поэтом «голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя».

Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы» признан не только вершиной творчества поэта, но и лучшим из созданного ОБЭРИУтами.

Гротескное живописание нэповских реалий. Книга о советском мещанстве.

«Столбцы» – это и по названию как будто не совсем стихи, а просто строки, записанные в столбик. Это очень внятная поэзия, созданная в ключе традиций русской поэзии.

Сильный художественный эффект «Столбцов» возникает на стыке формы (классический для русской традиции четырёхстопный ямб) и содержания: приземлённый быт в карикатурном, гротесковом изображении. Яркие сравнения, выпукло, узнаваемо. Цикл наполнен иронией, образы алогичны, метафоры неожиданны. Сам Заболоцкий писал, что сборник «Столбцы» поднял в литературе «порядочный скандал».

Довольно скоро Николай Заболоцкий вышел из кружка ОБЭРИУ.

Увлекся идеями натурфилософии (философия природы). Он верил в человека как в высшее творение природы, и её талантливый преобразователь. Поддерживались идеи нового мира, где животные – на равных с людьми, подлинно братья. В Хлебников писал об этом: «Я вижу конские свободы и равноправие коров».

Природу необходимо преобразовать. Об этом – сказочная поэма Заболоцкого «Торжество земледелия» (1929–1930). Опубликована в журнале «Звезда» в 1933 году.

Бесконечное доверие оказывалось человеческому разуму, способному гармонично сосуществовать и трудиться с животными. В тексте поэмы соединялись серьёзные социальные и политические термины и просторечье, детский, наивный язык. Советская критика не могла принять этого произведения – ведь автор, похоже, издевался над идеями социализма. Критики обрушились на Заболоцкого с серьёзными обвинениями политического характера.

И тогда он ушёл в детскую литературу. Писал для журналов «Ёж» и «Чиж». Сделал пересказ для детей романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

В 1937 году вышла «Вторая книга» поэзии Заболоцкого, также были опубликованы переводы Заболоцкого – поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, стихов Ф. Шиллера, И.В. Гёте и другие.

В 1938 году Н.А. Заболоцкий был обвинён по ложному доносу о создании контрреволюционной организации, арестован. Приговор – пять лет лагерей. Поэта пытали до состояния помрачения рассудка. Он сумел никого не оговорить и всегда твёрдо помнил, что невиновен.

Содержался в лагере на Дальнем Востоке. Поначалу попал на общие работы, где из-за условий жизни и труда выжить было нереально. Затем ему удалось получить должность чертёжника (он смог освоить эту профессию в считанные дни), что и спасло Н. Заболоцкому жизнь.

Со временем режим был ослаблен, позже Заболоцкий жил на поселении. В Москве он оказался лишь в 1946 году, уже по окончании войны.

Некоторые письма Заболоцкого из ГУЛАГа были опубликованы, также он написал книгу «История моего заключения» (1956). Но и в этих материалах он рассказал не много. Но и эти мемуары были опубликованы лишь в 80-е, сначала за рубежом на английском языке в 1981, в СССР – в 1986 году.

После возвращения к творчеству десять лет Заболоцкий преимущественно делал переводы. Было написано и несколько собственных стихотворений.

Поэтический стиль сильно изменился. Если поначалу ещё присутствовала яркая метафоричность, то постепенно стихи стали очень несложными по форме, при этом удивительно глубокими и грустными по содержанию: здесь размышления о человеке, нравственные, психологические вопросы.

В 1957 году вышла книга «Стихотворения».

На протяжении многих лет (и лагерь – не исключение, работа была закончена в ссылке в Караганде) Заболоцкий работал над переводом «Слова о полку Игореве». В 1951 году вышла теоретическая статья «К вопросу о ритмической структуре «Слова о полку Игореве». В ней речь шла не только о неизвестном нам авторе знаменитого «Слова…», но и о его предшественнике Бояне. Заболоцкий исследует специфику древнерусской поэзии в более общем смысле.

Скончался в 1958 году.

В 80-е годы И. Бродский сказал: «Вообще, Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт… Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше».


Стихотворения Николая Заболоцкого

***

Меркнут знаки Зодиака

Над просторами полей.

Спит животное Собака,

Дремлет птица Воробей.

Толстозадые русалки

Улетают прямо в небо,

Руки крепкие, как палки,

Груди круглые, как репа.

Ведьма, сев на треугольник,

Превращается в дымок.

С лешачихами покойник

Стройно пляшет кекуок.

Вслед за ними бледным хором

Ловят Муху колдуны,

И стоит над косогором

Неподвижный лик луны.

Меркнут знаки Зодиака

Над постройками села,

Спит животное Собака,

Дремлет рыба Камбала,

Колотушка тук-тук-тук,

Спит животное Паук,

Спит Корова, Муха спит,

Над землей луна висит.

Над землей большая плошка

Опрокинутой воды.

Леший вытащил бревешко

Из мохнатой бороды.

Из-за облака сирена

Ножку выставила вниз,

Людоед у джентльмена

Неприличное отгрыз.

Все смешалось в общем танце,

И летят во сне концы

Гамадрилы и британцы,

Ведьмы, блохи, мертвецы.

Кандидат былых столетий,

Полководец новых лет,

Разум мой! Уродцы эти –

Только вымысел и бред.

Только вымысел, мечтанье,

Сонной мысли колыханье,

Безутешное страданье, –

То, чего на свете нет.

Высока земли обитель.

Поздно, поздно. Спать пора!

Разум, бедный мой воитель,

Ты заснул бы до утра.

Что сомненья? Что тревоги?

День прошел, и мы с тобой –

Полузвери, полубоги –

Засыпаем на пороге

Новой жизни молодой.

Колотушка тук-тук-тук,

Спит животное Паук,

Спит Корова, Муха спит,

Над землей луна висит.

Над землей большая плошка

Опрокинутой воды.

Спит растение Картошка.

Засыпай скорей и ты!

1929

***

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!

В ожесточенном пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке.

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, –

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа

Лежит вокруг, вздыхая тяжело,

И не мила ей дикая свобода,

Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,

И мерный звук разумного труда,

И пенье труб, и зарево плотины,

И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,

Безумная, но любящая мать

Таит в себе высокий мир дитяти,

Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

1947

Поэт

Черен бор за этим старым домом,

Перед домом – поле да овсы.

В нежном небе серебристым комом

Облако невиданной красы.

По бокам туманно-лиловато,

Посредине грозно и светло, –

Медленно плывущее куда-то

Раненого лебедя крыло.

А внизу на стареньком балконе –

Юноша с седою головой,

Как портрет в старинном медальоне

Из цветов ромашки полевой.

Щурит он глаза свои косые,

Подмосковным солнышком согрет, –

Выкованный грозами России

Собеседник сердца и поэт.

А леса, как ночь, стоят за домом,

А овсы, как бешеные, прут…

То, что было раньше незнакомым,

Близким сердцу делается тут.

1953

Можжевеловый куст

Я увидел во сне можжевеловый куст,

Я услышал вдали металлический хруст,

Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.

Отогнув невысокие эти стволы,

Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,

Остывающий лепет изменчивых уст,

Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим

Облака проплывают одно за другим,

Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

1957

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК