МОСКОВСКАЯ САГА

«Моско́вская са́га» — российский телесериал, снятый по мотивам одноимённой трилогии Василия Аксёнова. Съёмки проходили с начала 2002 до весны 2004 года. Показ состоялся с 11 октября по 12 ноября 2004 года на «Первом канале».

О чем?

Москва. 1925 год. Профессор Градов, его жена Мэри, их дети — Нина, Никита и Кирилл — и многолетние друзья дома, родня московская и тифлисская, и те, кому еще предстоит войти в эту семью и историю, — все молоды и полны надежд. Многим надеждам предстоит сбыться, но история страны в 30-50-е не оставила шансов на безоблачную жизнь ни для кого…

Почему это интересно?

Случаи, которые произошли во время съемок «Московской саги»

— В один из первых съемочных дней кастинг-директор картины Даша Виолина, которая очень старалась, чтобы актеры были ухожены и накормлены, где-то услышала, что исполнитель роли Никиты Градова Александр Балуев неравнодушен к кутабам — восточным лепешкам с мясом и зеленью. Она специально заказала их в одном из популярных московских ресторанов, и кутабы были доставлены на площадку. С тех пор у Балуева выработался условный рефлекс. Каждый раз, приезжая на съемки и выходя из машины, он кричал: «Кутабы приехали?»

Тот же Александр Балуев всегда находился в состоянии чудовищного недосыпа, из-за того что непрестанно мотался с одной съемки на другую. Как только его загримировывали, он тут же сладко засыпал в одной из комнат дома со словами: «Будете снимать, позовите меня».

— На площадку часто приезжали журналисты. Два корреспондента никак не могли взять интервью у режиссера Дмитрия Барщевского и автора сценария Натальи Виолиной — те все время были заняты. Приехали утром, уехали ни с чем, вернулись вечером. Потом время перевалило за полночь. И когда журналистам сказали: мол, еще полчаса, и мы будем готовы говорить, они отреагировали так: «Мы больше ждать не можем. Вы-то здесь все живете, а нам отсюда еще добираться». То есть дом настолько был обжит, что журналисты решили — никто оттуда по домам не разъезжается.

— Грим Чуриковой и Будиной занимал по два часа. Порой, чтобы свести всех артистов вместе в Серебряном Бору, приходилось ждать по три месяца — настолько не совпадали графики знаменитостей.

— Одного из сотрудников попросили достать несколько эстампов, чтобы повесить их на стенки в комнате и создать соответствующий антураж. Он раздобыл в местном кафе красивую картинку с церквушкой. Когда принес и показал, на него набросились: «Ты что! Мы же сейчас снимаем квартиру гепеушника. Его за такую картинку в доме — церковь, да еще и с крестом, сразу бы посадили!».

— Дмитрий Харатьян приревновал актеров, которые снимались в известном доме. Выступая в утреннем эфире Первого канала, он, отвечая на вопросы ведущих, сказал с обидой, что, мол, у него не было ни одной сцены в Серебряном Бору — ему не повезло. Тут нужно сказать, что Харатьян играет лагерного конвоира, который никоим образом не мог попасть в Серебряный Бор.

— В фильме снималась собака Юрия Соломина — овчарка по имени Маклай. По роли ее имя было Пифагор. Она стала любимицей всей съемочной группы. А вообще у Соломина дома пять собак. Из них — четыре дворняги и одна овчарка. Соломин очень трепетно к ней относится. И в те съемочные дни, когда собака снималась в Серебряном Бору, он непрерывно ею занимался. Скажем то, что одно ухо у Маклая подвисает, и как это будет выглядеть в кадре, его волновало больше, чем собственные грим, костюм и слова роли. Соломин — страстный собачник — подклеивал ухо и пытался загримировать собаку.

— В фильме есть сцена, когда пса Пифагора не стало: собаки ведь не живут 30 лет, а именно столько длится действие в «Московской саге». Его «смерть» невероятно оплакивала героиня Инны Чуриковой — Мэри Вартановна. Причем это была сцена, когда актриса настолько вжилась в образ и так искренне рыдала, что ее никак не могли успокоить. Причем сама собака при этом бегала за кадром с абсолютно счастливым выражением на морде.

— Еще одна сцена с участием собаки такова: в 1953 году внучка доктора Градова дарит ему щенка овчарки. Овчарка Маклай, естественно, не могла сыграть эту роль, поэтому за щенком поехали на Птичий рынок. Его даже не приобрели, а просто «взяли в аренду». То есть договорились: заплатили продавцу деньги, пообещав, что собачку вернут через два-три съемочных дня. По каким-то причинам съемку то отменяли, то переносили. В результате отсняли эпизод через две недели. За это время щенка все очень полюбили и, естественно, на Птичий рынок он не вернулся.

Щенка назвали Сагой. Спустя какое-то время, он подрос и подозрительно округлился. Оказалось, что это действительно была девочка. И к тому же беременная. И когда уже группа монтировала и озвучивала фильм, собака родила девятерых щенят. Как выяснилось, от трех отцов — у собак такое бывает. Часть щенков оказались голубоглазыми, часть — темноглазыми. Раздали всех.