«Укрощение строптивой» – это комедийная пьеса, написанная Уильямом Шекспиром около 1590 года и впервые опубликованная в 1898 году. Общий тон пьесы лёгкий и комический, хотя исследование более важных социальных вопросов, таких как правильное соотношение полов в браке, придаёт комедии более серьёзный тон.
Катерина и Петручио – главные герои. Петручио пытается «приручить» Катерину, то есть утвердить свою власть в их браке и преодолеть её горячее сопротивление играть роль его жены. В основе сюжета – первые словесные конфликты Петручио и Катерины, многочисленные сцены сварливого поведения Катерины, включая её нападение на Бьянку; различные переодевания и уловки подсюжета; комичная свадьба Катерины и Петручио.
Сюжет
В английской сельской местности бедный лудильщик по имени Кристофер Слай становится объектом розыгрыша местного лорда. Найдя Слая пьяным до беспамятства перед пивной, лорд велит своим людям отвезти Слая в его поместье, одеть его в нарядные одежды и обращаться с ним как с лордом. Когда Слай приходит в себя, люди рассказывают ему, что он и есть лорд и что он считает себя лудильщиком только потому, что последние несколько лет был безумен.
Очнувшись в постели лорда, Слай сначала отказывается принять рассказ мужчин, но когда слышит о его «жене», паже, одетом в женскую одежду, он с готовностью соглашается, что он и есть лорд, за которого его выдают. Слай хочет остаться наедине с женой, но слуги сообщают ему, что прибыла труппа актёров, чтобы представить для него пьесу. Спектакль, который смотрит Слай, составляет основной сюжет «Укрощения строптивой».
В итальянский город Падуя прибывает богатый молодой человек по имени Лученцио со своими слугами Транио и Бьонделло, чтобы поступить в местный университет. Лученцио с нетерпением ждёт начала учёбы, но его приоритеты меняются, когда он видит Бьянку, красивую, мягкую девушку, в которую Лученцио мгновенно влюбляется.
Но есть две проблемы: во-первых, у Бьянки уже есть два жениха, Гремио и Гортензио; во-вторых, отец Бьянки, богатый старик по имени Баптиста Минола, объявил, что никто не может ухаживать за Бьянкой, пока не выйдет замуж её старшая сестра, злобная, нетерпеливая Катерина. Лученцио решает решить эту проблему, замаскировавшись под учителя латыни Бьянки, чтобы получить повод находиться в её обществе. Гортензио маскируется под её учителя музыки по той же причине. Пока Лученцио притворяется наставником Бьянки, Транио переодевается Лученцио и начинает советоваться с Баптистой о возможности жениться на его дочери.
Проблема Катерины решается для женихов Бьянки, когда друг Гортензио Петручио, дерзкий молодой человек из Вероны, приезжает в Падую, чтобы найти себе жену. Он намерен жениться на богатой женщине, и ему все равно, какая она, лишь бы она принесла ему состояние. Он соглашается жениться на Катерине.
На следующий день он отправляется в дом Баптисты, чтобы встретиться с ней, и между ними происходит грандиозная словесная дуэль. Когда Кэтрин многократно оскорбляет Петручио, Петручио говорит ей, что женится на ней независимо от того, согласна она или нет. Он лживо сообщает Баптисте, что Кэтрин согласилась выйти за него замуж в воскресенье. Услышав это заявление, Катерина странно молчит, и свадьба назначена.
В воскресенье Петручио опаздывает на собственную свадьбу, оставляя Катерину в страхе, что она станет старой девой. Когда Петручио приезжает, он одет в нелепый наряд и едет на сломанной лошади.
После свадьбы Петручио заставляет Кэтрин уехать в его загородный дом до начала пира, заявляя всем, кто его слышит, что она теперь его собственность и он может поступать с ней, как ему заблагорассудится. Когда они приезжают в его загородный дом, Петручио продолжает процесс «приручения» Кэтрин, не давая ей есть и спать в течение нескольких дней – он притворяется, что любит её так сильно, что не может позволить ей есть его некачественную еду или спать в его плохо заправленной постели.
В Падуе Лученцио завоёвывает сердце Бьянки, завлекая её латинским переводом, в котором признается ей в любви. Гортензио делает ту же попытку с помощью урока музыки, но Бьянка любит Лученцио, а Гортензио решает жениться на богатой вдове. Транио добивается согласия Баптисты на брак Лученцио с Бьянкой, предложив огромную сумму денег, чтобы одарить её. Баптиста соглашается, но говорит, что прежде чем брак состоится, он должен получить подтверждение этой суммы от отца Лученцио.
Транио и Лученцио, все ещё переодетые, считают, что им ничего не остаётся, как найти старика, который сыграет роль отца Лученцио. Транио прибегает к помощи старого педанта, или школьного учителя, но пока педант разговаривает с Баптистой, Лученцио и Бьянка решают обойти сложную ситуацию, сбежав.
Вскоре Катерина и Петручио возвращаются в Падую, чтобы навестить Баптисту. По дороге Петручио заставляет Катерину сказать, что солнце – это луна, а старик на самом деле прекрасная дева. Поскольку своеволие Катерины рассеивается, она соглашается, что все так, как говорит её муж. По дороге супруги встречают отца Лученцио, Винченцио, который едет в Падую, чтобы повидаться с сыном. В Падуе Винченцио потрясён тем, что Транио выдаёт себя за Лученцио. Наконец, Бьянка и Лученцио приезжают, чтобы сообщить новость о своей свадьбе. И Винченцио, и Баптиста в конце концов соглашаются на брак.
На банкете после свадьбы Гортензио с вдовой другие герои потрясены тем, что Катерину словно «приручили» – она слушается всего, что говорит Петручио, и произносит длинную речь в защиту верности жён своим мужьям. Когда трое новых мужей устраивают соревнование, кто из их жён первым повинуется, когда его вызывают, все ожидают, что победит Лученцио.
Однако Бьянка посылает ответное послание с отказом повиноваться, а Катерина немедленно приходит. Остальные признают, что Петручио одержал удивительную победу, и счастливые Катерина и Петручио покидают банкет и ложатся спать.
емы
Брак как экономический институт
Как романтическая комедия, пьеса в основном сосредоточена на романтических отношениях между мужчиной и женщиной, которые развиваются от первого интереса к браку. В этом отношении пьеса является типичной романтической комедией. Однако, в отличие от других шекспировских комедий, «Укрощение строптивой» не завершает своё исследование любви и брака свадьбой. Скорее, она предлагает значительный взгляд на будущую жизнь супружеских пар, который служит завершением исследования социального аспекта любви.
В отличие от «Ромео и Джульетты», внутренние эмоциональные желания играют лишь второстепенную роль в исследовании любви в «Укрощении строптивой». Вместо этого «Укрощение строптивой» подчёркивает экономические аспекты брака – в частности, то, как экономические соображения определяют, кто на ком женится. В пьесе прослеживается тенденция исследовать романтические отношения с социальной точки зрения, рассматривая институты ухаживания и брака, а не внутренние страсти влюблённых.
Более того, в пьесе уделяется внимание тому, как ухаживание влияет не только на самих влюблённых, но и на их родителей, слуг и друзей. В целом, если муж и жена устанавливают брачные отношения после свадьбы, то отношения ухаживания оговариваются между будущим мужем и отцом будущей жены.
Таким образом, брак становится сделкой, связанной с передачей денег. Лученцио завоёвывает сердце Бьянки, но получает разрешение жениться на ней только после того, как ему удаётся убедить Баптисту, что он сказочно богат. Если бы Гортензио предложил больше денег, он бы женился на Бьянке, независимо от того, любила ли она Лученцио.
Влияние социальных ролей на индивидуальное счастье
Каждый человек в пьесе занимает определённую социальную позицию, которая несёт в себе определённые ожидания относительно того, как этот человек должен себя вести. Социальное положение персонажа определяется такими вещами, как его или её богатство, возраст, пол, профессия, происхождение и образование; правила, регулирующие поведение каждого из них, жёстко навязываются семьёй, друзьями и обществом в целом.
Например, Лученцио занимает социальную роль богатого молодого студента, Транио – роль слуги, а Бьянка и Катерина – роли молодых девиц из высшего класса. По крайней мере, предполагается, что они занимают эти роли, но, как показано в пьесе, в действительности Кейт не хочет иметь ничего общего со своей социальной ролью, и её строптивость проистекает непосредственно из её разочарования своим положением.
Поскольку она не соответствует поведенческим ожиданиям своего общества, она сталкивается с холодным неодобрением этого общества, и из-за своей отчуждённости она становится несчастной. Однако Кейт – лишь один из многих персонажей «Укрощения строптивой», которые пытаются обойти или отвергнуть свою социально определённую роль: Лученцио превращается в учителя латыни из рабочего класса, Транио – в богатого молодого аристократа, Кристофер Слай из лудильщика превращается в лорда, и так далее.
По сравнению с более серьёзными переживаниями Кэтрин по поводу своей роли, попытки других персонажей обойти социальные ожидания кажутся безобидной забавой. Однако пьеса показывает, что каждое превращение должно быть отменено, прежде чем в конце пьесы возобновится обычная жизнь. В конечном счёте, счастье общества зависит от того, будет ли каждый играть свою предписанную роль.
Через мотив переодевания в пьесе проводится мысль о том, что одежда человека определяет его социальное положение, но в итоге утверждается, что это не так. Слуга может надеть одежду господина, но он остаётся слугой, который должен вернуться на своё место, как мы видим на примере Транио. Точно так же Лученцио должен раскрыть свои уловки отцу и Баптисте, прежде чем начать отношения с Бьянкой.
Развитие Кейт на протяжении пьесы в основном определяется её постепенной адаптацией к новой социальной роли жены. Она подчиняется унизительному режиму укрощения Петручио, потому что на каком-то уровне знает, что, нравится ли ей роль жены или нет, она будет счастливее, принимая свои социальные обязательства, чем жить так, как она враждовала со всеми, кто был с ней связан.
На самом деле, основное волнение в «Укрощении строптивой» связано с проницаемыми социальными границами, которые постоянно пересекаются теми, кто использует маскировку или ловкую ложь. В конце концов, однако, общепринятый порядок восстанавливается, и те персонажи, которые гармонируют с этим порядком, достигают личного счастья.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК