БРЕХТ

Скончался 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».

Имея богатого отца, жил на свой счет, зарабатывал как драматург, поэт, журналист и рекламист. С 1925 ездил на рекламном образце авто фирмы «Штейр». А когда его разбил, сделал на этом рекламу «автомобиля, безопасного для жизни». И фирма выдала ему новую машину.

До начала 30-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере развить так называемую теорию «эпического театра», разработанную драматургом. Она предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или другого нейтрального персонажа. Также подход практикует уход от чопорности и стерильности классического театра и включение в ход спектакля общения со зрителем.

В 1935 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером лишили Брехта немецкого гражданства, припомнив ему публикацию антирежимных произведений.

Эффект отчуждения

Для «эпического театра» важен был «эффект отчуждения». Сам Бертольд Брехт говорил, что необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.

Актеры

Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:

«Если между сценой и публикой устанавливался контакт на основе вживания,  зритель был способен увидеть ровно столько, сколько видел герой, в которого он вжился. И по отношению к определённым ситуациям на сцене он мог испытывать такие чувства, которые разрешало „настроение“ на сцене»

Сцена

Соответственно, и оформление сцены должно было работать на идею; Брехт отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент. От художника теперь требовался минималистический рационализм, декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах. Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.

Музыка

Для реализации «эффекта отчуждения» Брехт использовал в  своих спектаклях также и музыкальные номера – в «эпическом театре» музыка дополняла актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги[1]. Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию.

Влияние на русский театр сегодня

Как уже было отмечено, пьесы Бертольта Брехта по-прежнему пользуются популярностью у режиссеров всех мастей, и московские театры сегодня предоставляют большой выбор и позволяют наблюдать весь спектр таланта драматурга.

Так, в мае 2016 года состоялась премьера спектакля “Мамаша Кураж” в театре Мастерская Петра Фоменко. В основе спектакля лежит пьеса “Мамаша Кураж и ее дети”, которую Брехт начал писать в канун Второй мировой войны, задумав сделать таким образом предупреждение. Однако, драматург закончил работу осенью 1939 года, когда война уже началась. Позже Брехт напишет:

«Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала»

При написании пьесы источниками вдохновения Брехту служили два произведения – повесть «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж», написанная в 1670 году Г. фон Гриммельсгаузеном, участником Тридцатилетней войны, и «Сказания прапорщика Столя» Й. Л. Рунеберга. Героиня пьесы, маркитантка, использует войну как способ обогатиться и не испытывает никаких чувств по отношению к этому событию. Кураж заботится о своих детях, которые, наоборот, представляют лучшие человеческие качества, которые видоизменяются в условиях войны и обрекают всех троих на погибель. «Мамаша Кураж» не только воплотила в себе идеи «эпического театра», но и стала первой постановкой театра «Берлинер ансамбль» (1949), созданного Брехтом.

ИСТОЧНИК