Как рассказывать школьникам о скучном и официальном?

Каждая библиотека приходит в школы или встречает у себя. Там не всегда надо рассказывать о книгах.

Про что еще надо?

  1. Финансовая и правовая грамотность
  2. История: 9 мая, Блокада, Афганистан, Космос
  3. Патриотизм, герои города, памятники, краеведение
  4. Праздники: молодежь, пенсионеры, трудовики тыла и др.
  5. Толерантность, новости сегодняшнего дня, выборы, конституция
  6. Встречи с гостями, профессионалами

Это тезисы. Любой можно раскрыть и сотней событий.

Мы тоже выступаем. Рассказываем про интернет, что там можно посмотреть и почитать, где подтянуть английский и какую музыку послушать.

В этой статье мы собрали советы и принципы, которые помогают нам держать интерес аудитории. Для чистоты эксперимента мы выступали в 6, 9 и 11 классах. Что мы поняли?

Они открыты

Когда мы заходим в аудиторию, идет перемена. Одни сланяются, другие за партами с телефонами. Учитель дает рекомендации, рассказывает про класс. Но! Дети одинаковы. Вы будете новым человеком, так как не работаете в этой школе. Ваша репутация чиста и старт ровный. Если даже вы знакомы, новая встреча — новые возможности.

Не читайте с листков и планшетов

Им все читают с листочков. Учителя пишут планы и ход урока, где сложными словами надо объяснить, что будущее детей зависит от школы. Мы предполагаем, что в Пед.вузах не уделяют внимания ораторскому мастерству и как вести аудиторию. Поэтому, нежный возраст и неокрепшие умы большим потоком получают скучные и нудные уроки. Если вы читаете, значит не знаете предмет, не уверены, и с какой стати вас слушать?

Вот несколько пунктов, которые помогут изучить ваш предмет лучше:

  1. Не скачивайте готовые сценарии. Они архаичны и напоминают рудименты.
  2. Посмотрите 15-20 источников, в том числе YouTube. Копайте настолько глубоко, насколько это возможно.
  3. Задайте для себя вопросы, которые вы хотите спросить у них, сформулируйте, а потом спросите в классе

На подготовку одного урока у нас уходит 2 дня. В первый мы собираем информацию, фильтруем и конкретно для себя определяем, про что будем говорить. Во второй день мы делаем презентацию.

Задавайте неудобные вопросы

Никто не любит, когда с ним заигрывают неискренне. Это встречается и в текстах. «Правда же?» Когда мы выходим на урок, то положение дел уравнивается. Перед нами взрослые, будущие профессионалы, чей потенциал только только расправляет крылья. Мы не хотим их информировать, мы создаем формат собеседования.

Примеры неудобных вопросов:

  1. Кто хочет быть профессионалом? Кто себя таковым считает?
  2. Кто читает книги помимо школьной программы?
  3. Почему взрослые считают, что ваш кругозор маленький и низкая коммуникация?

Важно учитывать, что это не момент давления, это возможность именно взрослого разговора. Они ощущают себя таковыми, все понимают и находятся в контексте сегодняшнего дня. Мы говорим им про окончание школ и институтов, о выборе профессии, о том, кто и как хочет сделать мир лучше. Ваши неудобные вопросы только ваши, здесь мы описали несколько примеров. Не путать «неудобный» с «провокационным».

Неудобный — непривычная тональность и подход, разговор на равных и четко выраженная позиция. Поэтому вместо подготовленного плана урока, мы по задаем неудобные вопросы.

Простота ≠ примитивность

Как в письменной, так и устной речи, ухо сразу спотыкается о «лексический нарциссизм». В котором очень много: зауми, канцелярита, штампов, слабых глаголов и прочего. Из этого невозможно создать историю. Когда мы говорим о простом изложении, мы имеем в виду конкретику, примеры и пользу. Если мы говорим о публичном выступлении, то в приоритете у нас личный опыт, презентация и разговор.

Только так мы приходим к доверию, сразу дав поняв, кто мы такие и зачем здесь.

Что же такое примитивность?

  • Сухие факты, без примеров
  • Сложные формулировки: «Ключевые вопросы функционирования и перспективы развития».
  • Общие слова, условности, метафоры
  • Попытки объяснить очевидное
  • Отсылки к другим школам, учителям

Мы не рассматриваем примитивность как попытка упростить подачу, так как уровень мастерства оратора и восприятия аудитории всегда частные случаи. Примитивность мы равняем к лени. Если у нас получилось сказать о «сложном» простыми словами, мы поможем понять информацию, но если мы говорим поверхностно, «общими словами», то мы можем это заворачивать в любые «вопросы функционирования и перспективы развития», информации не становится больше.

Презентацию надо, но без текста



Под этим мы имеем в виду не буквальное отсутствие текста, а формула: слайд — словосочетание. Если вас должны слушать, потратить калории и эмоциональную нагрузку, то зритель не должен напрягать зрение и читать информацию со слайдов. Ей вы не рассказываете, а показываете. В ней мы обозначаем тезисы, которые служат ориентирами и не позволяют сбиться с курса, уходя в демагогию.

Наши принципы создания презентаций:

  • 3 цвета — максимум. Чем контрастней, тем лучше. Отлично работают: красный, черный белый.
  • Не использовать стандартные шаблоны оформления. У фона и шрифта свои цвета, одни одного тона.
  • Анимации в презентации не существует. Мы не понимаем ее смысла.
  • Изображения вперед, только качественные. В идеале презентация это только изображения, без текста.
  • Стандартные шрифты, без засечек, каллиграфии, наклонов. Лучше стандартный шрифт сделать больше, от 48 кегля и жирным
  • В презентации, как и в выступлении, как и в тексте — логика. Начало, середина, конец.
  • Не надо писать «Спасибо за внимание»
  • Любая презентация лучше обойдется без видео и музыки. Презентация — презентует.
  • Если вы работает со скриншотами, то их нужно обрезать, убрать лишнее, скрыть интерфейс рабочего стола и открытых окон.
  • Используйте пульт, если его нет, купите. Не нужно сажать человека за компьютер. Возьмите пульт, он освобождает ваши руки, позволяет жестикулировать и контролировать процесс подачи.

Найдите решение для презентации, так будет еще интересней. Вот примеры, как мы искали.

Здесь много текста, потому что цель презентации — чтение (да, мы тоже не поняли)

Но, делайте это в том случае, если это не вредит тексту. Если сомневаетесь, удалите все, сделайте фон, текст и сосредоточьтесь на выступлении.

Продайте им эту информацию.

Любое выступление имеет один критерий — вдохновляет или нет. От этого можно плясать куда угодно, но этот приоритетный. Как это выглядит? Мы выступаем, сопровождаем презентацией, задаем неудобные вопросы, не читаем с листков и делаем это не примитивно, а просто, но чего-то не хватает? Правильно, Бэрримор, маркетинг! Дело в том, что мы не библиотекари, а они не школьники. Время и ситуация объединила нас, где мы должны сделать свою работу, а они свою. Наша задача сделать это интересно, что бы это вызывало эмоции и оставалось в памяти.

Принципы:

  • Мы даем скриншоты. Судьбу источника они определяют сами. Нет времени раскрывать источник с разных сторон.
  • Только личный опыт.
  • Одинаково негативный и позитивный опыт, честно и про пользу.
  • Неудобные вопросы всегда остаются недосказанными.

Лучшая выплата вам — эмоции. Здесь мы оставим лекцию с конференции дизайнеров про эмоцию, ощущения и что именно работает на эмоциональном уровне.

Не ждите отдачи просто так.

Библиотечное мероприятие в школе пожалуй не самое важное в жизни, что может произойти. У каждого есть дела, развлечения, лента в телефоне и близкие. Школы формальны, там все под отчетность и планирование, а после нее всегда есть варианты, куда потратить свободное время. Мы подобрали ряд вопросов внутренней цензуры, которые позволяют трезво смотреть на ситуацию и не впадать в крайности, заточив действия на результат.

Вопросы:

  • Что во мне как в спикере особенного? Почему я здесь и что ИМЕННО Я смогу им рассказать?
  • Уникальность материала, актуальность, новизна и будущая судьба этого?
  • Процентное соотношение того, что до меня им этого никто не рассказывал?
  • Я делаю это для отчетности или хочу сделать мир лучше?
  • Хотел бы я сам присутствовать на этом уроке или лекции? Насколько мне самому это интересно?