Как взрослая анимация пережила карантин и сумела подняться за 2020 год

ИСТОЧНИК

Пока малый бизнес страдает, премьеры переносятся, а люди замыкаются в себе на самоизоляции, анимация захватывает мир. Пока актёры соблюдают дистанцию в 1,5 метра, а комикс-шопы стараются вылезти с кризисного дна, мультфильмы создаются прямо из дома с озвучкой в шкафу и переговорами по «Зуму».

Разбираемся, как взрослая анимация подвинула всех и забрала себе трон поп-культуры. И главное — что ждёт её и нас в будущем.

ПЕЩЕРНАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Всё началось с динозавров: в далёком 1960 году на ABC показали The Flintstones в 20:30. Это был первый прайм-тайм, отданный анимации и показавший, что мультфильмы популярны не только среди детей. Пещерные люди получились настолько увлекательными, что каналы стали требовать больше взрослых анимационных шоу о семейной жизни. «Флинстоуны» оказались триггером, спровоцировавшим создание «Симпсонов», «Гриффинов», «Американского папаши» и других сериалов.

В 2001 году рождается амбассадор взрослой анимации и, по совместительству, ночной слот Cartoon Network — Adult Swim. Он шагнул дальше семейных ситкомов и стал выпускать сюрреалистичную анимацию — какой она остаётся и сегодня.https://www.youtube.com/embed/uq7noaMwLfg?feature=oembed

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ВОДОВОРОТ СЕРИАЛОВ

Пока взрослая анимация набирала популярность, сериалы были чётко распределены по каналам и не кочевали: «Симпсоны» и «Гриффины» помогли Fox закрепить позиции, а South Park поднимал Comedy Central. Когда же сервисы начали осознавать, какой бриллиант — анимация, тут же вспыхнули сделки, перекупки и прочие радости бизнеса.

Warner Media потратила более 500 миллионов долларов, дабы привлечь «Южный парк» на HBO Max (не опубликовав пять эпизодов — Super Best Friends, две части Cartoon Wars и 200-201 эпизоды из 14 сезона — в общем, всё с изображением пророка). Также компания схантила грядущий сезон «Харли Квинн» у DC Universe и получила права на показ японской анимации, в числе которой — Spirited Away.

МАХИНА NETFLIX

Netflix с самого начала смекнул: не стоит игнорировать анимацию, лучше, наоборот, её холить и лелеять. В течение предыдущего десятилетия сервис, признавая низкую стоимость и высокую прибыль, смог крепко ухватить взрослую мультипликацию: шесть сезонов и номинация на Emmy «Коня БоДжека», выпуск нестандартного «Большого рта» и сделка со студией Big Mouth Titmouse на дальнейшие разработки помимо сериала о взрослении и гормональных монстрах.

Netflix признаёт и поддерживает анимацию для всех возрастов, пытается её аккумулировать и завоевать монополию на рынке мультфильмов. Выпуск Castlevania, She-Ra и The Princesses of Power, The Dragon Prince, двух «Аватаров» («Легенда об Аанге» и «Легенда о Корре»), дистрибьюторство над номинированным на «Оскар» I Lost My Body и производство интернациональной полнометражки Over The Moon — сервис сильно постарался увеличить своё влияние в анимации. Кроме громких картин выпускаются и короткие метры — о трёх грядущих мы рассказывали чуть раньше. Казалось бы, у Netflix все шансы на победу — но вот приходит пандемия и конкуренты начинают шевелиться.

ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО АНИМАЦИОННЕЙШИЕ!

Когда мы все оказались дома, кинопроизводство сильно просело — кто успел добраться до стадии монтажа, тот молодец, остальные — выкручивайтесь. Но это фильмы — анимация же почти безболезненно продолжила работу из дома. Джанелл Момари, главный продюсер «Закусочной Боба», говорит, что шоу возобновилось всего через пять дней после введения ограничительных мер весной. А исполнительный продюсер «Симпсонов» отмечает, что за время карантина не был пропущен ни один эпизод. Работа никак не изменилась — только вместо лиц мы видим «голливудские квадраты» в Zoom.

Аниматор Over The Moon Глен Кин отмечает, что в похожем на изоляционный ритме команда начала работать ещё зимой, хотя никто тогда не знал о предстоящем карантине. Это помогло не выбиться из производства и выпустить полнометражку про Луну и мечты уже в этом году. Также пандемия не повлияла на работу над «Душой», которая выйдет на Disney+ в декабре. Создатели, конечно, расстроились, что не получится прокатить картину в кинотеатрах. Команда надеется, что это разовая акция для мультфильмов, а не начинающаяся тенденция к уходу на сервисы.

САМЫЙ ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК ДЛЯ ВСЕХ

Все сначала не поняли, а потом ка-а-ак поняли: анимация способна вытащить из бездны очень многие проекты. Так «Чёрный список» закончили мультипликацией, потому что последний эпизод не успели доснять до пандемии. А такие шоу, как One Day at a Time и Black-ish, заказали спешлы на послековидные эпизоды.

Заметили опору в анимации и платформы: Apple TV+ выпускает Central Park и готовит к выходу всеми ожидаемый мультфильм Мура Wolfwalkers. Hulu осознал популярность «Рика и Морти», потому схантил сериал «Солнечные противоположности» от его создателей. Sony, дистрибьютор аниме Funimation, пытается забрать себе Crunchyroll. Вон и Disney отдал «Душу» сервису Disney+ в Рождество.

Кстати, анимация становится спасательным кругом и для русских проектов: финал «Лапенко» собирались сделать отсылкой к битве Бастардов, но это было бы слишком затратно, да и невозможно — актёр же всего один. Потому создатели решили анимировать фрагмент, что никак не испортило (да даже улучшило) сериал.

ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Дальше — больше: во время, когда всё переходит в онлайн (в том числе и работа), анимация способна распластать свои щупальца на поп-культуру. Взрослые мультсериалы, захватывающие зрителя и удобные в производстве, заберут внимание, а раз основные ниши типа семейных ситкомов и межгалактических приключений уже заняты, режиссёры наверняка будут генерировать новые форматы и сюжеты, чтобы отхватить от пирога аудитории лакомый кусочек.

Это, кстати, касается всех видов анимации: стоп-моушн уже «перешёл на удалёнку»: в разработке находятся «Пиноккио» Гильермо дель Торо, а также новый проект студии LAIKA (кажется, там будет что-то для фанатов The Beatles). В передаче кукол проблем особых нет — после того, как один из работников оставляет их в общей студии, они обрабатываются ультрафиолетом и через пару дней кочуют к другому сотруднику.

Авторы мультфильмов научились и озвучивать их дома: актёры сооружают из подушек студию и, под чётким надзором коллег, говорят голосами героев. Иногда приходится залезть в шкаф и задёрнуть шторы для отсутствия бликов — но это мелочи.

Например, команда «Закусочной Боба» отправляла актёрам на дом необходимую технику вместе с инструкцией, как правильно «оборудовать» из домашних предметов комнату, чтобы получить максимально качественную запись.

Важное опасение — в погоне за этим лакомым кусочком, студии могут недооценить труд над анимацией, ведь это один из самых энергозатратных блоков в киноиндустрии. Но, как замечает продюсер «Симпсонов»: «Анимация похожа на таракана. Убить его почти невозможно»…

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК