Себастьян Сальгадо (Sebastiao Ribeiro Salgado) – бразильский документальный фотограф и один из крупнейших фотожурналистов в мире. За 40 лет он посетил более 100 стран, в объектив Сальгадо попадали бедствующие рабочие Южной Америки, голодающая Африка, жертвы войн и природных катастроф по всему миру. Устав в конце концов от человеческих страданий, фотограф увлекся экологией: сейчас он восстанавливает леса в Бразилии и снимает в основном природу.
Сальгадо родился 8 февраля 1944 года в бразильском муниципалитете Айморес, штат Минас-Жерайс. Он получил степень магистра по экономике в Университете Сан-Паулу и работал экономистом в компании «International Coffee Organization».
Но все изменилось в 1970 году, когда ему было уже 26 лет. По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру. Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером. И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, MAGNUM PHOTOS. А в 1994 году он создал с женой собственное агентство — Amazonas Images.
Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» (1986). В нее вошли сорок девять черно-белых фотографий снятые в период с 1977 по 1984 в Бразилии, Эквадоре, Боливии, Перу, Гватемале и Мексике. На снимках духовные и религиозные практики местного населения, измененные сельские пейзажи и семейная жизнь. Алан Райдинг (Alan Riding), соавтор книги, писал: «Сальгадо выискивал потерянный уголки Северной и Южной Америк, по его снимкам легко составить представление о всем континенте. Философия жизни пойманная во взгляде; весь образ жизни застывший в данный момент…»
В 1984 году Себастьян Сальгадо начал работать с организацией «Врачи без границ» и на протяжении пятнадцати месяцев документировал нечеловеческие страдания беженцев в пустынном регионе Сахель в Африке в странах Чад, Эфиопия, Мали и Судане, где примерно один миллион человек умерли от недоедания и болезней. Как результат — два фотопроекта: «Сахель: человек в беде» (1986г.) и «Сахель: конец пути» (1988г.). Два этих проекта принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.
Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. В серии снимков «Рабочие» (1993-1997 годы) — в объективе фотографа оказывались люди тяжелого физического труда: сталевары, шахтеры, золотоискатели, строители.
В конце 1990-х годов Себастьян Сальгадо завершил проект «Исход», посвященный людям, избежавшим геноцида. Насмотревшись на жестокость, он разочаровался в человечестве, и удалился в свой родной город Айморес.
«За шесть лет работы я насмотрелся на жестокость. А главное, практически потерял веру в возможность выживания рода человеческого. Потерял веру в людей» — признавался Сальгадо журналистам.
Айморес — уголок Бразилии, где располагался загородный дом его родителей, где он провел все свое детство. К тому времени лес вокруг дома практически полностью исчез, а земля покрылась эрозией и опустела. Родители передали ему право собственности на дом, и вместе с женой Лейлой Ваник, своей спутницей по жизни и работе, Себастьян Сальгадо решил собственными силами возродить хотя бы часть местного уникального атлантического леса.
Так родился проект «Земля» («Terra»), в ходе которого было уже посажено более 2 миллионов деревьев. Став свидетелем успешной реализации проекта, Сальгадо обрел новую энергию и вкус к жизни, он смог снова взять камеру и у него появилась идея нового проекта под названием «Бытие» («Genesis»).
Целью проекта было произвести своего рода творческую «инвентаризацию» того, что на нашей планете еще осталось в нетронутом, изначальном состоянии. Для этого проекта потребовалось два года подготовительной работы, восемь лет путешествий с фотокамерой — от Антарктики до Арктики, от Галапагосских островов до бассейна Амазонки. Он посетил пустыню Калахари в Южной Африке, джунгли Индонезии, Мадагаскар, прокатился по Сибири вместе с ненецкими упряжками и т.д. И еще два года ушло на то, чтобы издать собранный материал.
Сын фотографа Джулиано Рибейро Сальгадо (Juliano Ribeiro Salgado) и известный режиссёр Вим Вендерс (Wilhelm Ernst «Wim» Wenders — культовый режиссер и известный фотограф) сняли чувственный документальный фильм «Соль Земли» (The Salt Of The Earth), который запечатлел бразильского фотографа за работой над циклом «Бытие».
Вим Вендерс следил за творчеством Себастьяна Сальгадо на протяжении 25 лет. Увлечение началось, когда он случайно купил два его снимка, а затем побывал на одной из выставок фотографа.
Вместе с Себастьяном Сальгадо съемочная группа фильма отправилась в самые дальние и загадочные места на Земле — в сердце Амазонии, джунгли Западного Папуа и болота региона Пантанал в Бразилии, на остров Врангеля в Северном Ледовитом океане.
Большую часть экранного времени фильма занимают фотографии, которые Себастьян делал на протяжении нескольких десятков лет, — статичные черно-белые кадры, из которых складывается портрет XX столетия. Портрет этот, как и само столетие — ужасает. Но в фильме есть и размышления Сальгадо том, что значит быть фотографом-документалистом, свидетелем жизни мира. Как, потеряв веру в человечество, обрести ее снова на лоне природы.