ГИ БУРДЕН

ИСТОЧНИК

Модный сюрреализм и бесконечные ноги

У каждого, кто каким-либо образом связан с искусством или модой, имя Ги Бурдена ассоциируется с ярким, почти едким сюрреализмом, замешанным на женской сексуальности и утонченной жестокости. Мир, в котором модель становилась одушевленным манекеном, Бурден сводил до декоративного абсолюта, лишая его при этом вычурности. В его снимках нет ничего лишнего, сюжеты зачастую выстроены вокруг привычного быта, однако они завораживают и наделены специфической патетикой предметности. На его счету бесчисленное количество обложек, рекламных кампаний, от Versace до Loewe, и десятки страстных последователей. Ги

Бурден родился в 1928 году, его родители были слишком молоды и быстро расстались, а мальчик оказался в приюте. Вскоре его усыновили. В юности мальчик увлекся велоспортом и живописью, а изучать фотографию начал же позднее, когда поступил на службе в ВВС.

Молодой Бурден работал продавцом фотооборудования, мыл посуду и бегал курьером в посольстве США, копил деньги на необходимую технику и маниакально выслеживал красоту в её повседневных проявлениях. Всё это сопровождалось живописью. Однажды он познакомился с великим сюрреалистом Ман Реем и, будучи искренним поклонником его творчества, тронул мастера своим жгучим рвением фотографировать. Так, Ман Рей сделал молодого Бурдена своим протеже, во всём ему помогал и покровительствовал, а вскоре и содействовал в открытии персональной выставки. Потребовалось не так уж много времени для того, чтобы Бурден стал признанным гением фотографии. Его специфическое видение, эксцентричный подход к съемке и неповторимая игра с цветом сделали Ги желанным гостем во всех глянцевых изданиях, а в работе он пользовался полной свободой и вседозволенностью.

Сегодня Бурдена могли бы сотни раз засудить за грубое обращение с моделями, подчинение их жестоким условиям: он связывал своих моделей, складывал их в немыслимые позы, душил и даже топил. Но все это исключительно ради искусства! 

Всё же, несмотря на неоднозначность методов Бурдена, созданные им снимки приковывают взгляд, а женщины на них вызывают не чувство жалости, а восхищение — от их смелости, красоты и острой сексуальности захватывает дух. Рассматривал ли великий мастер женщину как объект фетиша или художественное средство, до конца определить сложно, однако вместе с «овеществленностью» из картин, созданных Бурденом, льётся кое-что более тревожное — и в сплетении этой тревожности с красотой рождается магия.

Бурден был одержим съёмками и, погружаясь в процесс, получал полное удовлетворение от него, не особенно заботясь в результате о престиже и популярности. Однако его работы быстро становились чудовищно популярными, и в этом обороте кроется секрет: фотограф будто играл на извечном желании людей смотреть на происшествия и устрашающие сцены. Для обувного модельера Шарля Журдена Бурден снял рекламную кампанию: в кадре — автомобиль, обведенный мелом на асфальте силуэт женщины, явно потерпевшей автокатастрофу, и лежащие рядом туфли от Charles Jourdan. Взаимодействие с тёмными уголками человеческой души сделало Бурдена не просто культовым мастером модной фотографии, где он разрушил все рамки, а гением — немного злым, но правдивым.