Маканин Владимир Семенович — 85

ИСТОЧНИК

Российский писатель. Лауреат литературных премий «Русский Букер» и «Ясная Поляна». Член российского союза писателей. Является значительной фигурой в литературе как советской, так и «постперестроечной». Для его творчества характерно «социальное человековедение».


Владимир Маканин родился 13 марта 1937 года в городе Орск, Оренбургская область. Отец мальчика, Семен Степанович, работал инженером-строителем, а мать, Анна Ивановна, являлась учительницей. Детство юноши пришлось на тяжелые военные годы. После войны семья переехала в город Черниковск, промышленный пригород Уфы, где парень окончил среднюю школу.

Получив аттестат о среднем образовании молодой человек уехал в столицу, где в 1960 году окончил механико-математический факультет Московского государственного университета. Увлекался точными науками и шахматами. Работал над проблемами военной математики и даже опубликовал книгу по математическим расчетам.

После окончания вуза около десяти лет преподавал математические дисциплины в различных учебных заведениях. Некоторое время работал в лаборатории Военной академии имени Дзержинского. Параллельно преподавательской деятельности Владимир Семенович поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Получив диплом работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вел семинар прозы в Литературном институте имени Горького.

Первая повесть Маканина «Прямая линия» опубликована в 1965 году. Критика положительно встретила повесть, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг. Современники назвали его одним из самых значительных представителей «поколения сорокалетних».

Владимир Семенович не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем являлся человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. Персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде.

В этом смысле наиболее типичен герой повести «Антилидер» Толик Куренков. Владеющая им «сила усредненности» заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. «К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа «Ключарев и Алимушкин».

Однако Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну. Так, герой рассказа «Голубое и красное», «человек барака», сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования.

В повести «Голоса» Маканин изображает несколько ситуаций, в которых, потеряв на миг равновесие, человек обнаруживался, выявлялся, очерчивался индивидуально, тут же и мигом выделяясь из массы, казалось бы, точно таких же, как он. Для Игнатьева, героя рассказа «Река с быстрым течением», такой ситуацией становится смертельная болезнь жены; для мелкого служащего Родионцева из рассказа «Человек свиты» недовольство начальницы, а для экстрасенса Якушкина из повести «Предтеча» собственный загадочный дар.

Об источнике своего дарования размышляет и композитор Башилов, главный герой повести «Где сходилось небо с холмами», который чувствует, что, воплотившись в нем как в профессиональном музыканте, песенный дар его родины иссяк. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису.

Для трех повестей Маканина: «Утрата», «Один и одна», «Отставший», написанных в 1987 году характерен общий сюжетный принцип наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий. Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора.

Создание типажей и размышления о природе человеческой усредненности в рассказе «Сюжет усреднения» 1992 года приводят писателя к выводу о том, что «растворение всякой индивидуальности в средней массе тем или иным способом — это даже не тема и не сюжет, это само наше бытие». Такое понимание действительности позволяет Маканину смоделировать возможное развитие общественной ситуации в период разрушения жизненных устоев.

Этой теме посвящена повесть «Лаз», действие которой происходит на фоне повседневного хаоса и жестокости. Персонажи повести, интеллектуалы, создают для себя под землей оазис нормальной жизни. Главный герой время от времени проникает туда через узкий лаз, но не остается навсегда из-за больного сына, которому не по силам этот путь.

Исследование социальных типов, свойственное для творчества Маканина, ярко выражено в повести «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», за создание которой прозаик получил Букеровскую премию. Действующие лица этого произведения: «социально яростный», «секретарствующий», «молодой волк» и другие ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств. Маканин рассматривает эту ситуацию как архетипическую для людей, которые в нескольких поколениях испытывали «метафизическое давление коллективного ума».

Рассказ «Кавказский пленный» появившийся в 1998 году посвящен болезненной теме взаимного притяжения и отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Кавказская тема затрагивается и в романе «Андеграунд», или «Герой нашего времени». Вообще же в этом произведении создается образ и тип человека из того социального слоя, который Маканин определяет как «экзистенциальный андеграунд». Главный герой романа, Петрович: писатель без книг, сторож чужих квартир, принадлежит к человеческой общности, которую автор назвал в романе «Божьим эскортом суетного человечества».

Маканин стал значительной фигурой в литературе как советской, так и «постперестроечной». Для его произведений критиками придуман специальный термин: «проза срединного человека». Для творчества Владимира Семеновича характерно «социальное человековедение», позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом.

Писатель награжден Орденом «Знак Почета». Являлся членом правления Союза писателей России, а также входил в редакционную коллегию журнала «Знамя». Помимо этого, в 2007 году возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга», а в 2008 году сам оказался удостоен данной премии.

Владимир Семенович Маканин скончался 1 ноября 2017 года на 81-м году жизни. Литератор умер у себя дома, в поселке Красный под Ростовом-на-Дону.


Награды и Признание Владимира Маканина

Орден «Знак Почета» (16 ноября 1984)
Лауреат Госпремии России в области литературы и искусства за 1999 год
Лауреат Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ)
Лауреат премии «Пенне» (Италия)
Лауреат литературной премии «Русский Букер» (1993)
Лауреат литературной премии «Большая книга» за роман «Асан» (2008)
Европейская премия по литературе (2012)
Литературная премия «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика» за книгу «Где сходилось небо с холмами»

Творчество Владимира Маканина

Романы

Портрет и вокруг
Ключарев-роман
Один и одна
Предтеча
Светик-роман
Андеграунд, или Герой нашего времени
Испуг
Асан
Две сестры и Кандинский

Повести и рассказы

1971 — Безотцовщина
1976 — Старые книги
1977 — Ключарев и Алимушкин
1978 — Гражданин убегающий
1979 — Отдушина
1979 — Река с быстрым течением
1979 — Погоня
1980 — Антилидер
1982 — Голоса
1982 — Голубое и красное
1982 — Предтеча
1982 — Человек свиты
1984 — Где сходилось небо с холмами
1987 — Утрата
1987 — Один и одна
1987 — Отставший
1991 — Лаз
1991 — Долог наш путь
1992 — Сюжет усреднения
1993 — Стол, покрытый сукном и с графином посередине
1993 — На первом дыхании
1993 — Сюр в Пролетарском районе
1994 — Кавказский пленный
1994 — Дашенька
1994 — Пойте им стоя
1994 — В дождливые дни

Экранизации

1967 — Прямая линия
1984 — Полоса везения (новелла в пятом выпуске киноальманаха «Молодость»)
1989 — Светик
1991 — Отдушина
1995 — Орел и решка
2008 — Пленный

Семья Владимира Маканина

Отец — Семен Степанович, инженер-строитель.
Мать — Анна Ивановна, учительница русского языка и литературы.

Женат, имел двоих дочерей, двоих внуков и одного правнука.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК