20 августа 1910 года в семье Сааринен родился сын – Ээро, впоследствии известный дизайнер и архитектор, чьи работы сформируют новый образ США после Второй Мировой войны.20 августа 2015 г.
20 августа 1910 года в семье Сааринен родился сын – Ээро, впоследствии известный дизайнер и архитектор, чьи работы сформируют новый образ США после Второй Мировой войны. На выбор профессии Ээро повлияла среда, в которой он рос. Отец – известный финский архитектор Элиель Сааринен, мать – скульптор и дизайнер по текстилю Лоя Сааринен. В 1923 году семья иммигрировала из Финляндии в США. По приглашению американского филантропа Джоржда Бута Элиель Сааринена создал и затем возглавил Крэнбургскую художественную академию, в списке известных студентов которой будут Чарльз и Рай Имз, Флоренс Нолл.
Ээро с 1929 по 1930 годы учился на скульптора в Академии де ла Гранд Шомьер во Франции, а после году изучал архитектуру в Йельском университете. В 1936 году он начал работать как архитектор совместно с отцом и преподавать в Крэнбургской художественной академии. Самостоятельной архитектурной практикой Ээро занялся только после смерти отца – в 1950 году. Всего за 11 лет ему удалось создать ряд выдающихся проектов, которые задали векторы развития современной архитектуры. Инновационные для тех лет материалы, формы, инженерные решения оставили в истории имя Ээро Сааринена, ушедшего из жизни на пике своей карьеры в 1961 году. Предлагаем вспомнить его ключевые работы.1. Стул Organic, США, 1940
Ээро Сааринен с равным успехом проектировал как здания, так и предметы интерьера. Вместе со своим приятелем Чарльзом Имзом, с которым он познакомился в Крэнбургской художественной академии, Ээро разработал модель “Органического стула” для конкурса MoMA “Органический дизайн в домашней обстановке”. Спинку и сиденье решили изготовить из гнутой фанеры. На самодельном аппарате дизайнеры проводили первые эксперименты с технологией объемной формовки фанеры.
Хотя “Органический стул” занял первое место, но ввиду военного времени и высокой стоимости производственного цикла проект застрял на этапе прототипа. Только в 2006 году компания Vitra запустила эту модель в серийное производство.
2. Кресло Grasshopper, США, 1946
Флоренс Нолл, директора по дизайну компании Knoll, попросила своего друга Ээро разработать кресло для новой коллекции. Дизайнер предложил сделать ножки, переходящие в подлокотники, которые по форме напоминали задние лапки кузнечика. Это изящное и функциональное решение понравилось Флоренс, и до 1965 года кресло производилось под брендом Knoll. После его убрали из товарной линейки и лишь в 2014 году, благодаря дочери Ээро, Сюзан Сааринен, кресло стала выпускать финская компания Tetrimäki.
3. Кресло Womb, США, 1948
Когда Флоренс Нолл обсуждала с Ээро Саариненом дизайн этого кресла, то свои пожелания она сформулировала так: “Оно должно быть как корзина, наполненная подушками, где можно свернуться калачиком”. Для того чтобы получить нужную форму, Сааринен решил использовать стекловолокно. Так как этот материал только начинали применять в производстве, Флоренс и Ээро обратились за помощью к производителю лодок, который также экспериментировал со стекловолокном. Совместными усилиями после ряда проб удалось сделать кресло таким, как его задумал дизайнер: оно обволакивало сидящего, создавая чувство защищенности. Это кресло до сих пор выпускается компанией Knoll.
4. Часовня Массачусетского технологического института, Кембридж, Массачусетс, США, 1955
В первоначальном плане здание выглядело как прямоугольная конструкция из стекла и стали и напоминало часовню Иллинойского технологического института Миса ван дер Роэ. Но под влиянием набросков часовни Брандейского университета, выполненных Мэтью Новицким, и проекта отца для колледжа Стивенс, архитектор решает изменить форму на цилиндрическую.
Эта малопримечательной снаружи постройка с глухими стенами раскрывается перед посетителем внутри. Центральный элемент – круглое окно в потолке, которое освещает алтарь из белого мрамора. Эффект усиливает работа Гарри Бертойа в виде металлической гирлянды, каскадом спускающаяся сверху вниз.
5. Технический центр General Motors, США, 1955
В карьере Ээро Сааринена этот проект можно назвать ключевым по ряду причин. Это его самостоятельная работа, которую он закончил без участия отца. На площади в 130 га архитектор возвел комплекс, названный журналом Life назвал “индустриальным Версалем”. Реализация амбициозного проекта стоила General Motors порядка 100 миллионов долларов, немыслимые в то время деньги. Цель оправдала средства – проект стал знаковым не только для компании, но и для страны.
На открытие центра с приветственным словом выступил президент США Дуайт Эйзенхауэр, а журнала Times на своей обложке поместил портрет Ээро Сааринена на фоне плана комплекса General Motors. В 2014 году центр был включен в список Национальных исторических памятников.
6. Резиденция Миллера, Колумбус, Индиана, США, 1957
Частных дом был спроектирован Ээро Саариненом для семьи предпринимателя Ирвина Миллера. Здание выдержано в архитектурной традиции Людвига Мис ван дер Роэ: открытая планировка, плоская крыша. Над этим проектом архитектор работал совместно с дизайнером интерьера Александром Жираром и Даниэлем Кайли, отвечавшим за оформление ландшафта. В 2000 году дому был присвоен статус Национального исторического памятника. На сегодняшний день резиденция находится в собственности у Художественного музея Индианаполиса и открыта для посетителей.
7. Стул Tulip Side Chair, 1957
Ээро Сааринена считал, что ножки стульев усложняют интерьер, поэтому решил свести их количество до минимума. Дизайнер разработал модель стула на одной опоре. Сааринен сделал сотни набросков, затем изготовил уменьшенную копию стула, а после довел форму до совершенства, создавая различные вариации из глины. Первыми фабричными экземплярами дизайнер обставил свою гостиную и столовую комнаты. Так что тестировал модели он сам, а также его семья и близкие друзья. Читайте также: Предмет культа: Коллекция мебели Tulip.
8. Терминал Trans World Airlines, Нью-Йорк, США, 1962
Терминал TWA выбивается из ряда построек Сааринена скульптурностью исполнения. Клиент хотел, чтобы в архитектуре здания был отражен “дух полета”. На этот раз архитектор предложил не привычное геометрически простое здание, а сложную форму с обтекаемыми линиями и плавными изгибами.ПОПУЛЯРНОЕ
Это проект стал предшественником работ таких архитекторов, как Заха Хадид, только в отличие от современных построек, которые проектироваться с помощью компьютерных программ, все расчеты и чертежи Ээро Сааринен делал вручную.
9. Хоккейный каток для Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США, 1958
Гордостью Сааринена в этом проекте стала крыша, за которую здание прозвали “Йельским китом”. От центральной 90-метровой арки из железобетона расходится сетчатая конструкция из тросов. Это архитектурное решение позволило сделать крышу двойной кривизны.
10. Посольство США, Лондон, Великобритания, 1960
Это один из немногих проектов Ээро Сааринена за пределами США. Перед архитектором стояла сложная задача: здание должно было гармонично вписаться в исторический контекст центральной части Лондона и в тоже время стать “витриной” актуальных решений современной архитектуры. Сааринен сделал выбор в пользу классических форм в современном исполнении. Всё же здание вызвало много критики со стороны английских архитекторов, и в особенности символическая скульптура орла на крыше. Тем не менее в октябре 2009 года здание внесли в список охраняемых памятников архитектуры Великобритании за модернистский бетонный фасад. Этот статус запрещает владельцу менять внешний вид памятника, что немаловажно в ходе последних событий. Для посольства США в Лондоне сейчас реализуется новый проект, а прежнее здание было продано Qatari group.ПОПУЛЯРНОЕ
11. Здание радиовещательной компании CBS, Нью-Йорк, США, 1965
Это единственный реализованный проект небоскреба Ээро Сааринена. З8-этажное здание было одним из самых высоких на момент его строительства. В качестве отделки архитектор выбрал черный гранит, вместо привычного стеклянного полотна, за что получило прозвище “Черная Скала”.
12. Арка в Сент-Луисе, Миссури, США, 1965
В конкурсе на строительство этого мемориала принимали участие Ээро Саариени и его отец Элиель по-отдельности. Когда в офис принесли письмо для победителя конкурса, на конверте вместо имени стояла буква “Э”. Все подумали, что оно адресовано Элиелю, но ошиблись. Выиграл проект сына – Ээро.
В работе над этим сооружением Сааринен отталкивался от классических пропорций арок, а для придания объекту современного вида, архитектор покрыл железобетонную конструкцию стальными листами. В верхней части 192-метровой “Арки” расположена смотровая площадка, на которую посетителей доставляет лифт, изготовленный специально под этот проект.
Текст: Татьяна Карабанова
Фото: Getty Images; Alamy/Итар-Тасс; Corbis/Eastnews; Balthazar Korab; Ezra Stoller
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК