КОНСТАНТИН БРАНКУЗИ

ИСТОЧНИК

Константин Бранкузи
Беттман / Getty Images

Константин Бранкузи (1876-1957) был румынским скульптором, который стал гражданином Франции незадолго до своей смерти. Он был одним из самых важных и влиятельных скульпторов 20-го века. Его использование абстрактных форм для представления природных концепций проложило путь к минималистскому искусству в 1960-х и далее. Многие наблюдатели считают его работы «Птица в космосе» одними из лучших абстрактных изображений полета, когда-либо созданных.

Быстрые факты: Константин Бранкузи

  • Известен как: скульптор
  • Стили: кубизм, минимализм
  • Родился: 19 февраля 1876 года в Хобите, Румыния
  • Умер: 16 марта 1957 года в Париже, Франция
  • Education: Ecole des Beaux Arts, Paris, France
  • Избранные работы: «Поцелуй» (1908), «Спящая муза» (1910), «Птица в космосе» (1919), «Бесконечная колонна» (1938)
  • Примечательная цитата: «Архитектура — это обитаемая скульптура».

Ранняя жизнь и образование

Родился в фермерской семье в предгорьях Румынских Карпат, Бранкузи начал работать в возрасте семи лет. Он пас овец, демонстрируя ранние навыки резьбы по дереву. Молодой Константин был частым беглецом, пытаясь избежать жестокого обращения со стороны отца и братьев от предыдущего брака.

Бранкузи окончательно покинул свою родную деревню в возрасте 11 лет. Он работал бакалейщиком, а через два года переехал в румынский город Крайова. Там он занимал различные должности, в том числе обслуживал столы и строил шкафы. Доход позволил ему поступить в Школу искусств и ремесел, где Бранкузи стал квалифицированным столяром. Одним из его амбициозных проектов была вырезка скрипки из апельсинового ящика.

Изучая скульптуру в Национальной школе изящных искусств в столице Румынии Бухаресте, Константин Бранкузи выиграл конкурсные награды за свои скульптуры. Одна из его ранних работ, которая все еще существует, — статуя человека со снятой кожей, чтобы обнажить мышцы под ней. Это была одна из его первых попыток показать внутреннюю сущность чего-то, а не просто внешние поверхности.

После первого переезда в Мюнхен, Германия, Бранкузи решил продолжить свою художественную карьеру в 1904 году, переехав в Париж. Согласно легендам, окружающим художника, он прошел пешком большую часть пути от Мюнхена до Парижа. По сообщениям, он продал свои часы, чтобы заплатить за лодочный переход через Боденское озеро, где встречаются Германия, Швейцария и Австрия.

Бранкузи учился в Парижской школе изящных искусств с 1905 по 1907 год. Это послужило билетом в круги некоторых из самых известных художников эпохи.

Константин Бранкузи
 Константин Бранкузи в 1905 году. Викисклад / Общественное достояние

Влияние Родена

Константин Бранкузи начал работать ассистентом Огюста Родена в 1907 году. Старший художник был к тому времени признан одним из величайших скульпторов всех времен. Бранкузи продержался всего месяц в качестве ассистента. Он восхищался Роденом, но утверждал: «Ничто не растет под сенью больших деревьев».

Хотя он работал, чтобы дистанцироваться от Родена, большая часть ранних парижских работ Бранкузи показывает влияние его короткого пребывания в мастерской знаменитого скульптора. Его скульптура 1907 года под названием «Мальчик» — это мощное изображение ребенка, эмоциональное и реалистичное по форме. Бранкузи уже начал сглаживать края скульптуры, уводя его от фирменного грубого, текстурированного стиля Родена.

Скульптура Константина Бранкузи
 «Мальчик» (1907). Нина Лин / Getty Images

Одним из первых важных заказов Бранкузи был похоронный памятник богатому румынскому землевладельцу в 1907 году. На картине под названием «Молитва» изображена молодая девушка, стоящая на коленях. Это, пожалуй, один из лучших примеров моста между эмоционально мощными жестами Родена в резьбе и более поздними упрощенными формами Бранкузи.

Отголоски первобытного искусства

Первая версия Бранкузи «Поцелуй», завершенная в 1908 году, примечательна значительным отрывом от работы Огюста Родена. Две фигуры, обнимающие друг друга, сильно упрощены, и они вписываются в предлагаемое кубическое пространство. Хотя это и не станет основным направлением его работы, многие наблюдатели рассматривают «Поцелуй» Бранкузи как раннюю форму кубизма. Как и в случае с другими работами, художник создал еще много версий «Поцелуя» на протяжении всей своей карьеры. Каждая версия упрощала линии и поверхности все больше и больше, чтобы приблизиться к абстракции.

Константин Бранкузи поцелуй
 «Поцелуй» (1916). Фрэнсис Миллер / Getty Images

«Поцелуй» также перекликается с материалами и композицией древнего ассирийского и египетского искусства. Произведение, пожалуй, лучше всего отражает увлечение Бранкузи примитивной скульптурой, которое сопровождало его на протяжении всей карьеры.

В конце своей активной карьеры Бранкузи исследовал румынскую мифологию и фольклор с помощью резьбы по дереву. Его работа 1914 года «Волшебница» вырезана из ствола дерева в том месте, где встретились три ветви. Он черпал вдохновение для сюжета из сказки о летающей ведьме.

Чистые, абстрактные формы в скульптурах

Самый знаменитый и влиятельный скульптурный стиль Бранкузи появился в его первой версии «Спящей музы», созданной в 1910 году. Это овальная бестелесная голова, отлитая из бронзы, с деталями лица, измененными в полированные, плавные изгибы. Он много раз возвращался к этой теме, создавая работы в гипсе и бронзе. Скульптура 1924 года под названием «Начало мира» представляет собой логическое завершение этой линии исследований. Это полностью гладкая овальная форма без каких-либо деталей, чтобы нарушить поверхность.

Впечатленные красотой и умиротворенным видом «Спящей музы», покровители просили заказать головы, бюсты и портреты Бранкузи на протяжении всей его карьеры. Баронесса Рене-Ирана Фрачон была предметом первой версии «Спящей музы». Другие известные абстрактные скульптуры голов включают «Голову Прометея» 1911 года.

Птицы стали навязчивой идеей в зрелом стиле работы Константина Бранкузи. Его работа 1912 года «Майастра», названная в честь птицы из румынских легенд, представляет собой мраморную скульптуру с поднятой головой птицы, когда она летит. Двадцать восемь других версий «Майастры» последовали в течение следующих 20 лет.

Пожалуй, самые знаменитые скульптуры Бранкузи относятся к его серии полированных бронзовых изделий под названием «Птица в космосе», которая впервые появилась в 1919 году. Форма дистиллирована настолько точно, что многие наблюдатели полагали, что Бранкузи точно уловил дух полета в неподвижной форме.

Еще одной концепцией, которую Бранкузи часто исследовал, была укладка ромбовидных фигур одна на другую, чтобы создать высокую колонну. Его первый эксперимент с дизайном появился в 1918 году. Наиболее зрелым примером этой идеи является «Бесконечная колонна», завершенная и установленная на открытом воздухе в румынском городе Тыргу-Джиу в 1938 году. Скульптура высотой почти 30 метров является памятником румынским солдатам, сражавшимся в Первой мировой войне. Высота колонны, уходящей в небо, символизирует бесконечную связь между небом и землей.

Константин Бранкузи Бесконечная колонна
 «Бесконечная колонна» (1918). Ион Гебан / Викисклад / Creative Commons 3.0

Хотя наиболее важные работы Бранкузи указывают на направление полной абстракции, он считал себя реалистом. Он постоянно искал внутреннюю реальность своих предметов. Он считал, что каждый объект имеет фундаментальную природу, которая может быть представлена в искусстве.

Пик карьерного успеха

Работа Константина Бранкузи впервые появилась в Соединенных Штатах на знаковой оружейной выставке 1913 года в Нью-Йорке. Художник Дада Марсель Дюшан вызвал самую резкую критику со стороны искусствоведов. Он стал значительным коллекционером работ Бранкузи и помог познакомить его со многими другими художниками.

Фотограф Альфред Штиглиц, впоследствии муж Джорджии О’Киф, провел первую персональную выставку Бранкузи в Нью-Йорке. Он имел успех и позиционировал Бранкузи как одного из самых известных восходящих скульпторов в мире.

Константин Бранкузи со скульптурой
Джордж Ринхарт / Getty Images

Среди расширяющегося круга друзей и доверенных лиц Бранкузи были художники Амадео Модильяни, Пабло Пикассо и Анри Руссо. Несмотря на то, что он был важным членом парижского авангарда, Бранкузи всегда поддерживал прочные связи с румынскими художниками как в Париже, так и в Румынии. Он был известен тем, что часто одевался в костюм, характерный для румынских крестьян, и его студия повторяла дизайн крестьянских домов из района, где вырос Бранкузи.

Константин Бранкузи не смог избежать споров, когда его звезда поднялась. В 1920 году «Принцесса X», его участие в парижском салоне, вызвало скандал. Несмотря на абстрактность, скульптура имеет фаллическую форму. Когда общественное возмущение заставило его убрать с выставки, художник выразил шок и тревогу. Бранкузи объяснил, что он просто предназначен для представления сущности женственности. Позже он объяснил, что скульптура была его изображением принцессы Марии Бонапарт, смотрящей вниз с основанием, представляющим ее «красивый бюст».

Версия «Птицы в космосе» вызвала споры в 1926 году. Фотограф Эдвард Штайхен купил скульптуру и отправил ее из Парижа в Соединенные Штаты. Таможенники не разрешили обычное освобождение от пошлин для произведений искусства. Они настаивали на том, что абстрактная скульптура была промышленным произведением. Бранкузи в конечном итоге выиграл последующее судебное разбирательство и помог установить важный стандарт, согласно которому скульптура не должна быть репрезентативной, чтобы быть принятой в качестве законного произведения искусства.

Дальнейшая жизнь и творчество

К 1930-м годам слава Бранкузи распространилась по всему миру. В 1933 году он получил заказ от индийского махараджи Индора на строительство храма медитации. К сожалению, когда Бранкузи наконец отправился в Индию в 1937 году, чтобы начать строительство, Махараджа был в отъезде. В конце концов он умер, прежде чем художник смог построить храм.

Бранкузи посетил Соединенные Штаты в последний раз в 1939 году. Он участвовал в выставке «Искусство в наше время» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Скульптура «Летающая черепаха» была его последней крупной завершенной работой.

Constantin Brancusi La Negresse Blonde II
 «La Negresse Blonde II» (1933). Sissssou / Викисклад / Creative Commons 4.0

Первая крупная ретроспектива работ Бранкузи состоялась в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке в 1955 году. Это был значительный успех. Константин Бранкузи умер 16 марта 1957 года в возрасте 81 года. Он завещал свою студию с тщательно размещенными и документированными скульптурами Музею современного искусства в Париже. Его можно посетить в реконструированном варианте в здании за пределами Центра Помпиду в Париже.

Опекунами Бранкузи в последние годы были румынские беженцы. Он стал гражданином Франции в 1952 году, и это позволило ему сделать смотрителей своими наследниками.

Наследие

Константин Бранкузи был одним из самых важных скульпторов 20-го века. Его использование абстрактных форм, полученных из естественных концепций, повлияло на широкий круг будущих художников, таких как Генри Мур. Такие работы, как «Птица в космосе», были вехами в развитии минималистского искусства.

Константин Бранкузи голова Прометея
 «Голова Прометея» (1911). Нина Лин / Getty Images

Бранкузи всегда поддерживал надежную связь со своим скромным началом в жизни. Он был искусным мастером на все руки, и он сделал большую часть своей мебели, посуды и домашних плотницких работ. В конце жизни многие посетители его дома комментировали духовно утешительный характер его простого окружения.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК