«Песнь о вещем Олеге» — 200 лет. Анализ произведения.

ИСТОЧНИК

Тематика
Тема рока и судьбы считается основной в произведении, исторический сюжет о князе Олеге стал для Пушкина поводом для размышления о предопределенности, неотвратимости человеческой судьбы. Автор показывает естественное желание человека знать свою участь, какой бы она ни была.


Поднимается проблема жизни и смерти. Князь Олег славно жил, вошел в историю как герой, но погиб нелепо. Важным мотивом произведения является тема «пророчества», которая раскрывается через образ кудесника, в нём соединяются черты пророка и поэта, недаром старец назван «вдохновенным».


Тема дружбы и воинского братства – второстепенные, но значимые вопросы. Дружба показана через отношение князя к своему коню, животное представляется самым близким ему существом и фактически очеловечивается. Братство и воинская доблесть показаны в контексте общения с воинами.


Патриотизм и историзм – темы, раскрывающиеся через упоминания и описания битв, заслуг Олега, деталей и особенностей времени.
Также в «Песне о Вещем Олеге» просматривается тема предательства, пусть и невольного. Олег отказался от своего друга-коня, фактически предал его, и кара настигла правителя.

Композиция
Для произведения характерная традиционная линейная композиция. Первая и последняя главы – пролог и эпилог. В основной части можно выделить завязку – встреча с кудесником, кульминацию – новость о гибели коня и развязку – смерть Олега.

Образы
Для стихотворения характерен яркий образный ряд. Образ смерти, например, предстает в обличии змеи, что не только соответствует исторической действительности, но и придает метафоричности и многослойности стихотворным строкам, ведь образ змеи в славянской культуре очень многогранен. Взяв за основу исторический сюжет, автор в поэтических строках образно отражает уклад того времени.                    .

Средства выразительности
Текст «Песни о Вещем Олеге» преисполнен метафорами и эпитетами, Пушкин дает яркие характеристики персонажам и явлениям. Змея-смерть описывается как «черная лента».  Пример метафоры, то есть образа, созданного при помощи переносного значения слов – «обманчивый вал» синего моря.

Автор прибегает к приёмам сравнения: «кудри их белы, как утренний снег».

Погружая читателей в эпоху, когда происходили описываемые события, автор использует язык, характерный для того времени – старорусские слова и устаревшие словоформы. Сбирается, а не собирается, «бранное поле» — поле боя, «тризна» — поминки, рубились в значении «сражались», чело – лоб. Подобных примеров стилизации в тексте можно найти очень много.

Основная идея
Даже сильные мира сего не властны перед ударами судьбы. Выдающиеся личности меняют ход истории, но не могут изменить ход собственной жизни и предотвратить печальную участь. Героизированные в общественном сознании правители были людьми своего времени, способными к проявлению слабости, испытывали чувство страха перед смертью – эти мысли доносит до нас Пушкин через красочные строки своего стихотворения.

История создания
«Песнь о вещем Олеге» относят к ранним произведениям Александра Сергеевича. Оно было написано в период «южной ссылки», как называют период биографии Пушкина с 1720 по 1724 год. «Вещий Олег» вышел из-под пера поэта в 1722 году.

Находясь в изгнании, поэт побывал во многих южных городах, в том числе, посетил Киев. Находясь возле одного из древних курганов, он услышал, будто бы здесь похоронен сам Олег, и заинтересовался личностью легендарного правителя.

Основным источником для изучения исторических событий послужила «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Николай Михайлович, в свою очередь, пересказывал сюжет о князе Олеге, опираясь на «Повесть временных лет».
Пушкина тронула история князя, он описал ее и раскрасил яркими красками художественного слова, дав собственные трактовки образам и явлениям.

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК