СОЛ ЛЕВИТТ

ИСТОЧНИК

Американский художник Сол ЛеВитт (1928-2007) говорил об «экономии» в искусстве, редуцировал и уничтожал форму: «Идея становится машиной, которая делает искусство. Идею, которая лучше выражается в двух измерениях, не следует выражать в трех. Идеи могут выражаться числами, фотографиями, словами и еще как-нибудь — так, как вздумается художнику, поскольку форма не имеет значения».

Сол ЛеВитт родился в Коннектикуте, в семье выходцев из России. Воевал в Корее, занимался графическим дизайном, учился живописи в Нью-Йорке, работал в музее МоМА и даже трудился дизайнером в мастерской у архитектора Бэй Юймина (Пея). ЛеВитт стал автором манифестов искусства 1960-х: «Параграфов о концептуальном искусстве» и «Высказываний о концептуальном искусстве», в которых он постулировал главенство идеи. «Цель художника, занимающегося концептуальным искусством, — сделать свою работу интеллектуально интересной для зрителя, и при этом не затрагивающей его душу».

Можно сказать, что как художник, Сол ЛеВитт вышел из «Черного квадрата» Малевича. Но базовой единицей он считал куб. Свои трехмерные произведения называл «структурами», многократно переставляя и умножая найденный универсальный модуль. Он не считал, что художник обязательно сам должен изготовлять свои произведения, область его деятельности — лишь идеи. Обдумав свое произведение, написав к нему инструкцию, ЛеВитт легко перепоручал его изготовление другим.

Инсталляция в парке скульптур Beeldentuin Clingenbosch.
«Corner piece №2» (1976)
Инсталляция «54 колонны» (1999), Атланта, Джорджия, США.
Инсталляция LongHouse Reserve (1991), Ист-Хэмптон, Нью-Йорк.
«Corner piece №2» (1976)

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК