ЛЕОНИД МЯСИН

ИСТОЧНИК

Леонид Мясин родился 27 июля (8 августа) 1895 г. в Москве, в семье музыкантов. В 1903 году поступил в Московское Театральное училище. В 1912 зачислен в кордебалет Большого театра (параллельно танцевал в Малом театре, имея большой успех). В январе 1914 года Мясин покидает Россию. По приглашению С.П.Дягилева он переезжает в Париж, где принимает участие в знаменитых «Русских сезонах».

Как исполнитель Мясин более тяготел к характерным и гротесковым партиям, таким, как, например, Фея Карабос, он с увлечением осваивал пластику танцев разных стран.

Мясину-балетмейстеру свойственен интерес к фольклору, стилистике комедии «дель арте», которую он переосмысливает через современную пластику. На его хореографические решения зачастую влияло изобразительное искусство (творчество Бакста, Пикассо, Матисса, Шагала, Дали). А в его симфонических балетах присутствует аллегория, с помощью которой хореограф искал средства выражения внутреннего состояния героя.

Леонид Мясин поставил более ста балетов, используя разнообразную стилистику танца (классика, модерн). При этом в своей работе он был весьма точен и скурпулезен: на каждую ноту, движение, на каждый такт – по 16 поз!

Широкую известность получили книги Л.Мясина «Моя жизнь в балете» и «Теория и экзерсис в композиции».

Хронология творчества:

1915 Дебютировал как хореограф в труппе С.Дягилева балетом «Полночное солнце» на музыку Н.А.Римского-Корсакова.

1917 В Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Д.Скарлатти в декорациях Л.Бакста. Литературной основой стала пьеса К.Гольдони. Ее сюжет — типичный для комедии «дель арте»: «Констанция» с подругами разыгрывают графа Ринальдо, чтобы проверить его верность. Исполнители: супруги Чекетти и Л.Мясин.

В том же году Л.Мясин ставит балет «Парад» на музыку Э.Сати, в которой композитор смело использовал шумовые эффекты (пишущая машинка, самолеты). Сценаристом балета выступил Ж.Кокто. Авторы постановки отказались от традиционных балетных образов и сюжетов, новаторскими были также костюмы и декорации П.Пикассо в стиле кубизм (для художника это был «дебют» в балете): им был выполнен сценический занавес, объединяющий многие работы художника. «Парад» вызвал грандиозный скандал своей эпатажностью.

1919 Следующий хореографический опыт Мясина — «Треуголка» (премьера прошла в Лондоне). Композитор – М. де Фалья (испанские народные мелодии в современной обработке). Оформление П.Пикассо. На главную партию С.Дягилев пригласил испанского танцовщика Ф.Фернандеса. Для работы над балетом Л.Мясин, М. де Фалья и Ф.Фернандес уезжают на 3 месяца в Испанию.

«Треуголка» состоит из сменяющихся номеров, связанных между собой пантомимными сценами. В основе лексики спектакля — фламенко. Основные танцы: фанданго, хота, северьяна. Трагическое стечение обстоятельств не позволило Ф.Фернандесу станцевать премьеру, вместо него главную партию исполнил сам хореограф. Партнершей Л.Мясина была Т.Карсавина.

1919 «Волшебная лавка» на музыку неизданных пьес Дж.Россини. Оформление А.Дерена (занавес, декорации, костюмы). Премьера в Лондоне. Спектакль веселый, динамичный, остроумный. Действие происходит в Неаполе в магазине игрушек.

1920 «Пульчинелла». Музыка Дж.Перголези (И.Стравинский обработал рукописи 15-и его пьес). Декорации П.Пикассо.

В том же году Мясин создает свою версию балета «Весна священная».

1921 — 1925 Период самостоятельной работы вне дягилевской труппы. Мясин создает свою школу в Англии. В 1924 году поставил балеты «Меркурий» (музыка Э.Сати), «Салат» (композитор Д.Мийо), «Прекрасный Дунай» на музыку И.Штрауса (аранжировка Р.Дезормьера), «Школа танца» Л.Боккери.

1925 — 1928 вновь сотрудничает с Дягилевым.

1925 поставил балеты «Зефир и Флора» (на музыку В.Дукельского) и «Матросы» Ж.Орика.

1927 создает балет «Стальной скок» (композитор С.Прокофьев).

Какое-то время работает с труппой Иды Рубинштейн, где ставит балеты «Давид» А.Соге (1928), «Амфион» А.Онеггера (1931).

С 1932 года работает в труппе « Балле рюс де Монте-Карло» (с 1933 года — главный балетмейстер), поставил «Детские игры» на муз Ж.Бизе (1932)

30-е гг. для Мясина ознаменованы созданием своего собственного жанра – «балет–симфония», который тяготел к обобщенным образам и отсутствию литературного сюжета. Огромное значение Мясин придавал костюмам.

1933 «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии П.Чайковского.

В этом же году ставит «Хореартиум» на музыку Четвертой симфонии И.Брамса

1936 «Фантастическая симфония» — «эпизод из жизни артиста», музыка Г.Берлиоза: пять сцен из жизни чувствительного влюбленного юноши, приводящие к самоубийству.

Программа: (1) – мечты и страдания; (2) – бой; (3) – сцена в полях; (4) – шествие на казнь; (5) – шабаш ведьм.

В 1938 году Мясиным поставлена «Седьмая симфония» на музыку Л. ван Бетховена. Декорации К.Берор. Л.Мясин услышал в музыке процесс образования земли (движение почвенных пластов и водных масс, создание рек и долин).

1 часть: тема природных стихий; из живой скалы появляются Адам, Ева и Змей-искуситель.
2 часть: история человеческого греха; Каин и Авель.
3 часть: Представление Богов Олимпа.
4 часть: Мир, разрушаемый огнем.

1939 «Красное и Черное» (позже переименован в «Странную Фарандолу») на музыку Первой симфонии Д.Шостаковича. Оформление А.Матисса. Хореографическое решение музыки Мясин выразил в пяти цветах: белый (солисты), черный (смерть), красный (материализм), желтый (злоба), синий (природа).

С 1939 года начинается Американский период в творчестве Л.Мясина.

Он продолжает плодотворно работать над симфоническими балетами, сотрудничает с С.Дали, воспринимая сюрреализм как подсознательный источник искусства.

1939 «Вакханалия» на музыку Р.Вагнера.

1940 «Нью-Йоркер» на музыку Д.Гершвина.

1941 «Саратога» на музыку Я.Вейнбергера и «Лабиринт» на музыку Седьмой симфонии Ф.Шуберта.

С 1947 года работает преимущественно в Европе.

1948 «Часы» на музыку Сто первой симфонии Й.Гайдна.

Последние годы своей жизни Мясин живет и творит в Италии, где ставит балеты преимущественно на религиозные темы.

1954 «Воскрешение», музыка XVI — XVII веков.

1957 «Евангелисты», музыка Литургической пьесы XIII века.

Умер прославленный хореограф 15 марта 1979 в городе Боркен (Германия).

Творчество Л.Мясина оказала огромное влияние на развитие как европейского, так и американского (а, в последствии, и русского) балета. Он стал основоположником жанра «балетной симфонии», который занял одно из главных мест в его творчестве. Л.Мясина также называют «Мастером балетной комедии».

ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК