О пользе и вреде вебинаров

Разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет.

Год пандемии, о котором позже вспомним с улыбкой, навязал свои правила игры. Теперь «Zoom», и только слегка убираем запреты. Но правила универсальны, и библиотекари тоже делятся опытом. Мы расскажем про ощущения, которые испытали лично, только собственный опыт.

Какие плюсы режима online?

  1. Нет расстояния, только часовые пояса.
  2. Возможность создание команд, кадровые эксперименты, отсутствие мнимой субординации.
  3. Возможности тайм-менеджмента и минимум барьеров между коллегами, бюрократией, деловой этикой.
  4. Технические возможности: отключить звук, записать видео с экрана, регулировать громкость и совмещать с другим делом.
  5. Мгновенная обратная связь и решение проблем по ходу.

С чем столкнулись когда смотрели?

  1. Самонадеянность спикеров и отсутствие минимальных ораторских способностей. Считаем, что опрометчиво в 2020 году не ставить это в приоритет. Даже если это на нуле, никогда не поздно взять азбуку и учиться заново. Это было похоже на школьный урок истории или лекции по гражданскому праву.
  2. Акцент на лице и позе ведущего. Зачем? Вебинар дает тысячу других радостей для глаза.
  3. Нет целевой аудитории. Смотрят провинция со своей проблемой кадров и ремонта, смотрит новая модельная, смотрит что-то среднее между этим всем. Нам было бы интересно, как работает IT отдел в провинциях, устройство комплектования в новой модельной, и как проводят встречи зимой библиотеки районов.
  4. Нет конкретики и общий взгляд. Проработав от 2-3 лет, становится заметно различие отделов, сотрудников и специфики работы. Какую бы тему не задавал вебинар, а темы действительно интересные, все сводится к сравнениям и насколько людям удобно сидеть на новых пуфиках. Утрируем, но контекст этот.
  5. Нет молодежной среды. Если создать угол в библиотеке, поставить настольные игры и включать на мероприятиях Deep House с новинками YouTube, среда от этого не станет молодежной. Сами спикеры другой возрастной категории, картиной мира, лингвистикой. Мы заметили, что их современность старается угодить другой современности, вместо того, чтобы предложить полезный продукт.
  6. Хронометраж. Люди предлагают тратить самый важный человеческий ресурс — «время» на просмотр лица, позы, неоформленные презентации и слушать монотонный и унылый голос 1.5 — 2 часа. Все мы знаем, что профессиональная голливудская индустрия порой проигрывает в этом и не всегда способна держать аудиторию, что говорить о библиотечных нововведениях?
  7. Нет индивидуального подхода. Что мы имеем в виду? Безусловно, нельзя провести вебинар для каждого в отдельности, решением личных проблем. Но когда мы смотрели, мы не чувствовали себя как рыба в воде. Мы словно наблюдали актерский перфоманс, совершенно отвлеченный от реальности. Мы не знали, что делать, если не хочется выходить из своей зоны комфорта, чем мотивировать себя для изучения нового, как успевать если статистика, дети или просто лень и вообще зачем и для чего все? Свои потребности или читательские?

«Критикуешь-предлагай»

Что делать, если вы захотели провести вебинар?

Прежде всего, ответьте:

  1. Способны ли вы держать динамику больше получаса? Может быть стоит сделать еще короче? (Стоит)
  2. Хорошо ли вы знаете предмет? То есть: примеры, польза, логика повествования. Даже если вы знаете его безупречно, смотр. пункт 1.
  3. Визуальные решения: связь, интернет, внешний вид по цветам, презентация, свет, камера, звук, монтаж (если показ в записи)
  4. Ответ на вопрос: зачем? Чем вебинар выигрывает у рассылки, совещания, мессенджера и публичного выступления? Его принципиальные и выигрышные позиции

Если вы ответили на все вопросы убедительно для себя, то:

  1. Какую проблему вы решаете этим? Времени? Других ресурсов?
  2. Обратная связь со зрителем, чего ждете именно вы? Вопросов? Поддержки? Провокации? Дискуссии? Инициативы и вдохновения?
  3. Что вы хотите? Информировать? Учить? Рекомендовать? Провести время с пользой в легкой форме?
  4. Соло или с гостями? Вебинар для укрепления библиотечного дела или на многоплановость с другими профессиями? (Дизайнер, редактор, smm, конктент-менеджер, журналистика и др)

Что делать, если вы захотели показать вебинар?

Вы выбрали тему, что делать дальше?

  1. Отсмотрите 3-5 вебинаров этой же темы, вдруг одни говорят про одно и то же.
  2. Что бы не тратить время людей, нарежьте вебинары основными тезисами. За 1.5 часовой вебинара обычно 2-3 тезиса, которые стоят дискуссии. Так, для продуктивной часовой дискуссии, с поставленными задачами, вы сможете вложить опыт 5-8 часов отсмотренных вами вебинаров.
  3.  Покажите главам отделов. Они лучше знают, как донести мысль подчиненным и раскрыть творческий потенциал.
  4. Поставьте задачу здесь и сейчас. Дискуссия. Не делайте анонимных соц. Опросов, письменных ответов, рассылки. Если нет цели что-то решать, а просто показать, разошлите вебинар на электронную почту.

Что делать, если вы захотели посмотреть вебинар?

  1. Работайте со стикерами, не пишите в блокнотах и тетрадках. Обозначайте главную идею – стикером. Так легче структурировать мысль.
  2. Если спикер плохо вещает, включите тройную перемотку и субтитры. Эта функция актуальна в 90% случаев.
  3. Лучше смотреть в один заход, без пауз.
  4. Все, на что тратится рабочее время, должно двигать вперед.

Если совсем хорошо?

  1. Выступите лично, сопроводив все презентацией. Не испытывайте «Созидательную выносливость» вашей аудитории, будьте примером.
  2. Нарежьте отрывки выступлений, никогда не показывайте полный вебинар. Так вы обозначите важные тезисы, и в зависимости от вашего ораторского мастерства, спровоцируете интерес к самостоятельному изучению, тем самым сосредоточившись на проблемах именно вашего локального характера, с особенностями коллектива и местного колорита.
  3. Поставьте конкретные задачи: для чего, почему именно это, анализ, цель?