Что такое референсы?
Референсы — это изображения или объекты, которые дизайнер или художник выбирает при подготовке проекта и к которым обращается во время работы.
С английского reference переводится как «справка», «отсылка» или «пример». То есть референсы — это базовый визуальный материал, который собирают и изучают для разработки собственных идей.
Что можно использовать в качестве референсов?
Референсом в дизайне может быть любой визуальный образ — статичное изображение или видео: сцена из фильма, фотография Вселенной с телескопа, страница учебника или набросок неизвестного художника. Каждая картинка может служить источником вдохновения, знаний и идей.
Кроме того, референсами могут быть осязаемые вещи. Например, для дизайнера одежды это могут быть образцы материалов, а для инженера — механизмы или даже объекты природы.
Для чего нужны референсы?
Референсы — полезный инструмент:
- Это источник информации и фактический материал. Референсами могут быть изображения людей, животных или предметов, о которых сам автор проекта знает мало. Поэтому они нужны, чтобы в деталях рассмотреть строение и характерные черты — например, мимику дикого животного или анатомию профессионального бегуна.
Кроме того, по готовым изображениям-референсам изучают художественные и технологические приёмы, которыми пользовались другие авторы. - Это данные для анализа визуальных решений. Поиск и сбор референсов — это обязательный подготовительный этап в проекте любого объёма — от ремонта в детской комнате до создания бизнеса — конкурента Amazon. С их помощью анализируют рынок и конкурентов. Например, если перед графическим дизайнером стоит задача сделать фирменный стиль для криптопроекта, важно собрать референсы — айдентику не только прямых конкурентов, но и стартапов, работающих в смежных областях.
Это необходимо, потому что позволяет качественно исследовать тему и сформулировать задачи: например, понять, как создать нечто совершенно другое или, наоборот, аналогичное. - Это погружение в контекст. Референсы помогают найти для проекта систему координат и понять, каким должен быть ответ на вопросы. Проработка примеров и образцов снижает риск сделать ошибку в визуальном языке: например, не использовать неоновые цвета в дизайне приложения private banking.
Кроме того, референсы показывают, какие есть тренды в конкретной области, как их адаптируют в разных проектах или какие решения в этой теме стандартны, а какие необычны. - Это объяснение концепции и пожеланий. Референсы нужны для продуктивного общения между исполнителем и заказчиком. Они помогают донести идею и передать своё видение будущего результата — договориться и синхронизировать представления заказчика и исполнителя о том, как должно выглядеть решение.
Так, работу над проектами часто предваряет обсуждение референсов: клиент показывает в картинках то, что нравится ему, а дизайнер — то, что может предложить он. - Это вдохновение. Примеры чужих работ, любые фотографии и картинки могут подсказать, как реализовывать идеи и какими приёмами пользоваться.
Благодаря референсам можно открыть новые стили рисования или типографические решения, увидеть любопытные цветовые схемы или вдохновиться на смелую работу с формой.
Где применяют референсы?
Референсы используют для любой работы — но в первую очередь они нужны там, где должен быть визуальный результат.
В фотографии референсами могут служить произведения художников, скульптуры или работы других авторов.
В живописи, скетчинге и иллюстрации референсы нужны для рисования с натуры.
В концепт-арте референсы — это основа: к ним обращаются 2D- и 3D-художники, когда им необходимо изобразить нечто сказочное, несуществующее и при этом характерное.
В архитектуре и дизайне интерьера с помощью референсов определяют вектор работы над будущим зданием или помещением, подбирают стиль.
В веб-дизайне и программировании референсы помогают найти не только подходящую эстетику, но и удобные решения для пользователей сайта или приложения.
В дизайне одежды референсы — это и образцы для прямого копирования костюмов какой-либо эпохи или этноса, и вдохновение для творческого цитирования.
В брендинге и маркетинговом дизайне референсы помогают визуально отстроиться от конкурентов или, наоборот, сделать очень похожий логотип или паттерн.
Как работать с референсами?
Самое главное правило для работы с референсами: их нельзя копировать полностью. Это вспомогательные изображения, и их можно использовать только как базу для развития идей, а не как готовое решение задачи.
Использовать референсы — не значит красть чужую работу. Это значит обращаться к доступной информации и по-своему преобразовывать её.
Вот несколько советов по работе с референсами:
- Внимательно изучайте детали изображений, композиции и акценты. Хорошее понимание чужого визуального решения — это ключ к творческому переосмыслению, а не слепому копированию.
- Находите ошибки, чтобы невольно не повторить их.
- Ищите референсы не только в той же области, в которой вы работаете, но и в смежных и даже профессионально далёких. Веб‑дизайнер может обращаться к альбому по архитектуре, иллюстратор — идти в ботанический музей, а дизайнер интерфейсов — рассматривать схемы мерчандайзинга в супермаркетах.
- Собирайте по пять-десять референсов на каждую задачу. Так вы сможете взять детали и приёмы из каждого и, таким образом, скомпоновать собственное визуальное решение.
- Собирайте референсы в аккуратные тематические коллажи — мудборды. Это то, что превращает набор «случайных» картинок в стройную концепцию.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК