ФИЦДЖЕРАЛЬД

Умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, Калифорния.

Во время службы в армии познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) города Монтгомери, и считавшейся красавицей и одной из наиболее завидных невест штата. Именно с ней связана вся последующая биография и творчество Фицджеральда. Зельду не раз называли «блистательным прототипом героинь его романов». Именно благодаря ей стал литератором.

В 1922 году приобретает особняк на Манхэттене, построенный четырьмя годами ранее в средиземноморском стиле с семью спальнями, дровяным камином и арочными окнами. Здесь он прожил с супругой два года, вплоть до отъезда в Европу. В этом доме писатель приступил к работе над романом «Великий Гэтсби» и написал три главы.

Став после публикации первого романа Фицджеральда одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить с размахом и напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Супруги постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя обоими.

В 1924 году уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, знакомится там с Э. Хемингуэем. Именно в Париже заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) — роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

В 1930 у Зельды произошло стойкое помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией.

Хемингуэй упоминает Фицджеральда в автобиографии «Праздник, который всегда с тобой».

Роман «Ночь нежна» писал 9 лет.

Последний роман «Последний магнат» остался неоконченным. Фицджеральд писал его уже лежа (Написано 6 глав).

Незадолго до смерти в автобиографической статье в журнале «Esquire» Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой.

Карьера сценариста в Голливуде не сложилась, последние годы зарабатывал написанием рассказов.

Билли Уайлдер о том, почему многим романистам и драматургам с Восточного побережья, людям таким как Скот Фитцджеральд и Дороти Паркер, было трудно работать?

Потому что их наняли за очень большие деньги. Я помню те дни в Нью-Йорке, когда один писатель мог сказать другому, я разорён. Я собираюсь поехать в Голливуд и стащить там ещё пятьдесят тысяч. Кроме всего прочего они ещё и не понимали, что влечёт за собой работа сценаристом. Вы должны знать правила, прежде чем их нарушать, а они просто не хотели учиться. Я говорю не только об эссеистах и газетчиках; это касалось и романистов. Никто из них не относился к этому серьёзно и когда они сталкивались со своими начальниками, продюсером или режиссёром, у которых был больший вес в киностудии, они просто совсем не хотели слушать советов от них.

Они думали, да блин, в Америке, посмотри на любого и вот тебе уже готовый сценарий – вон полицейский за углом, официант из Денвера. И даже его сестра – это сценарий! Я видел с десяток фильмов. Так что, если бы они только позволили мне написать сценарий так как я это вижу… Но всё не так просто. Для того чтобы снять даже самый посредственный фильм – нужно знать правила. Вы должны знать о расчёте времени, о том как создавать персонажи, немного о возможностях кинокамеры, достаточно, чтобы понимать, можно ли снять то, что вы предлагаете. Они это игнорировали.

Я помню Фицджеральда, когда он работал в Paramount, в то же время там трудились я с Брэкеттом. Брэкетт, который был с восточного побережья, писал романы и пьесы и уже много лет был в Paramount. Мы с Брэкеттом в перерыв шли в небольшую кофейню через улицу от студии. «Господи! – говорили мы. — Это единственное место, где можно выпить коктейль Том Коллинз». Всякий раз, когда мы видели там Скота Фитцджеральда, мы с ним разговаривали, но он ни разу не спросил нас хоть что-нибудь о том, как писать сценарии.

Фильмы, чем-то напоминают пьесы. В них схожая архитектура и дух. Хороший сценарист – своего рода поэт, но поэт, который планирует структуру и который как ремесленник может точно сказать, что именно не так с третьим актом. То, что пишет опытный сценарист, может быть не сногсшибательным, но написанное им будет технически правильным. Если он видит проблему в третьем акте, то он понимает, что семя этой проблемы нужно искать в первом. А Скот, казалось, ему нет никакого дела до всех этих правил.