12 ЛЕТ РАБСТВА

«12 лет рабства»  — эпическая историческая драма режиссёра Стива Маккуина по сценарию Джона Ридли. Экранизация одноимённой автобиографии Соломона Нортапа. Премьера состоялась на кинофестивале в Теллуриде 30 августа 2013 года. В США вышел в прокат 18 октября 2013 года, в Великобритании — 24 января 2014 года. Премьера в России состоялась 12 декабря 2013.

О чем?

Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в штате Нью-Йорк, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.

Почему это интересно?

Три премии «Оскар» — «Лучший фильм», «лучшая женская роль второго плана», «лучший адаптированный сценарий»

Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.

Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).

В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.

Бабушка и дедушка Стива МакКуина были потомками рабов из Вест-Индии.

Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.

Режиссёр вспоминал, что во время съёмок сцены избиения Эппсом Пэтси Фассбендер потерял сознание от эмоционального перенапряжения.

Для того чтобы рассказать историю, необходимо сохранить равновесие. Чтобы функционировал каждый кусок, ни одна часть не должна быть тяжелее или легче. Я добиваюсь этого почти хирургическим путём, постепенно отсекая все лишнее, и смотрю, что выходит.

Стив МакКуин

Каждый цвет в картине, по словам Маккуина, что-то обозначает, даже характер владельца каждой плантации выделен отдельной палитрой: «У Форда на плантации довольно сочные цвета. У судьи Тернера цвета менее яркие, но теплые. … В сценах, где Соломон возвращается обратно в Саратогу, использованы гораздо более теплые тона».